Ирина Куценко
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
И. В. Куценко
учитель-логопед МАДОУ детский сад №1
ст. Каневская
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием инновационных технологий.
В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателя группы.
Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:
1. Логопед формирует первичные речевые навыки у детей
Публикация «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием инновационных технологий» размещена в разделах
2. Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки
В работе логопеда и воспитателя можно выделить два направления:
1. Коррекционно-воспитательное
2. Общеобразовательное
Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним. Кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.). Из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.
Мы знаем, что работа учителя-логопеда заключается в :
1. проведении общей и мелкой моторики
2. работе над развитием речевого дыхания
3. подготовке речевого аппарата к постановке звуков
4. постановке, автоматизации, дифференциации звуков
5. развитии лексико-грамматических категорий
6. развитии связной речи.
Все эти мероприятия проводятся на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Современным детям уже недостаточно просто что-то рассказать или показать картинку, их нужно заинтересовать. Поэтому в своей работе мы используем инновационные технологии, такие как:
1. Арт-терапия – песочная терапия и сказкатерапия
2. Здоровьесберегающие технологии – пальчиковые гимнастики с использованием мячей «ежиков», су-джок; артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики, шнуровки, пальчиковые театры, речь с движением под музыку, самомассаж, игры со льдом и водой.
3. Технологии сенсорного воспитания – палочки Кьюзенера и блоки Дьенеша
4. Информационные технологии – различные презентации по звукопроизношению, по лексическим темам; компьютерные игры, сайты с интерактивными играми.
Хочется обратить ваше внимание на один из таких сайтов, с которым мы работаем – это МЕРСИБО. МЕРСИБО – это сайт с интерактивными играми для детей разного возраста и уровня развития. Этот сайт позволяет решать коррекционные задачи наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. На портале размещены более 194 игр.
Игры направлены на развитие речи, логического мышления, зрительного и слухового внимания, улучшают память, обучают чтению и математическим навыкам. Игры активно способствуют расширению словарного запаса и представлению об окружающем мире.
Таким образом, и логопед, и воспитатель должны, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.
Литература:
Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.
Давыдова М. С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения- «Логопед» №1, 2008
Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998.
Лакомых С. М. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя – «Логопед» №3, 2009
Лиханова И. П., Дмитриева Е. А. Совместная работа учителя-логопеда и педагогов ДОУ – «Логопед» №2, 2008.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М., 1991.