МААМ-картинки

Современные коррекционно-развивающие технологии и методики

Татьяна Павловна Белоусова
Современные коррекционно-развивающие технологии и методики
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.

Смысл применения технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи.

Публикация «Современные коррекционно-развивающие технологии и методики» размещена в разделах

В работе учителя-дефектолога считаю целесообразным и оправданным применение следующих технологий:

• Технологии обследования познавательной деятельности и речи.

• Технологии уровневой дифференциации.

• Технология индивидуализации обучения.

• Технологии проблемного обучения.

• Здоровьесберегающие технологии.

• Игровые технологии.

• Информационно-коммуникативные технологии.

Коротко расскажу о каждой из них.

Технология обследования познавательной деятельности и логопедического обследования.

Цель: полная и качественная оценка состояния речи детей с ЗПР, интеллектуальным недоразвитием (У/О).

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные компетенции.

Эффект использования: позволяет получить достаточно полные сведения о речевых нарушениях каждого конкретного ребёнка, что, в свою очередь предшествует грамотному планированию лого-коррекционной работы и получению наилучших результатов по исправлению речевых недостатков.

Технология уровневой дифференциации

Цель:обучение ребенка на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям ребенка.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, когнитивные, социально-личностные компетенции.

Эффект использования: дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Технология индивидуализации обучения

Цель: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей.

Компетенции, на которые направлена технология: социально- информационные, когнитивные компетенции.

Эффект использования: предупреждение неуспеваемости; формирование общеучебных навыков и умений при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка; усиление учебной мотивации и развитие познавательных процессов.

Технология проблемного обучения

Цель: усвоение способов самостоятельной деятельности.

Компетенции, на которые направлена технология: когнитивные, коммуникативные компетенции.

Эффект использования: организация активной деятельности учащихся по разрешению проблемы, активизация познавательной активности,развитие мыслительных способностей.

Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных занятиях (автор Ткаченко Т. А.).

Цель: формировать вербальные средства коммуникации, мотивации, речевого общения, развивать и активизировать словарь, формировать грамматический строй речи, связную речь.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, межкультурные компетенции.

Эффект использования: способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка.

Информационно-коммуникативные технологии.

Цель: повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекци-онной работы, обеспечение непрерывности наглядного показа изучаемого материала.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, со-циально-информационные, когнитивные компетенции.

Эффект использования: позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-дефектолога.

Игровые технологии.

Цель: более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативная, со-циально-личностные, межкультурные компетенции.

Эффект использования: стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитив-ные процессы.

Технология развивающего обучения.

Цель: развитие способностей ребёнка.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.

Эффект использования: ориентация познавательной деятельности

на потенциальные возможности ребенка.

Технология формирования слоговой структуры слова. Автор Четверушкина Н. С.

Цель: формирование вербальных средств коммуникации. Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные коммуникации

Эффект использования:формирует слоговую структуру слова, делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимает коммуникативные барьеры.

Здоровьесберегающие технологии:

Су-джок терапия

Цель: развитие мелкой моторики, тактильной сферы, развитие мотивации общения, коррекция различных сторон речи, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Эффект использования: нормализация мышечного тонуса и коррекция дизартрических расстройств. Сохранение и укрепление здоровья детей. Компетенция личностного самосовершенствования. Стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает тактильные ощущения и мелкую моторику. Способствует снятию усталости, раздражительности, повышению работоспособности, улучшению общего со-стояния детей.

Биоэнергопластика

- содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применяется для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, а также чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Эффект использования: активизирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений и мелкую моторику. Ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. Позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало.

Фонетическая ритмика

- двигательные упражнения в сочетании с произнесением речевого материала.

Цель:развитие фонематического слуха; развитие умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми. сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Эффект использования: способствует развитию фонематического слуха; правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах; умению выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми.

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А. Н.

Цель: формирование правильного физиологического и речевого дыхания, сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, что очень важно на этапе постановки и автоматизации звуков. Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук. Формирование первичных произносительных умений, у детей с ОНР I, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрии.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные компетенции.

Эффект использования: способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.

Педагогический прием «Маленький учитель».

. Более продвинутый ребенок занимает на занятии ведущую роль, роль учителя.

Цель: развитие самоконтроля, познавательной деятельности

и потенциальных возможностей ребёнка.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.

Помогает научить будущих школьников учиться и передавать свои знания другим детям. Более развитые ученики лучше усваивают материал, а у более слабых появляется для этого стимул.

Применение этих и других педагогических технологий помогает мне развивать, формировать, корректировать, воспитывать личность ребёнка. Разнообразие технологий не дает детям привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.

Публикации по теме:

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия педагога дополнительного образования Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия Детское объединение___ Группа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные коррекционно-развивающие технологии и методики
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 16:18
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные коррекционно-развивающие технологии и методики» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Павловна Белоусова (УИ 304316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД