Татьяна Павловна Белоусова
Современные коррекционно-развивающие технологии и методики
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.
Смысл применения технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи.
Публикация «Современные коррекционно-развивающие технологии и методики» размещена в разделах
В работе учителя-дефектолога считаю целесообразным и оправданным применение следующих технологий:
• Технологии обследования познавательной деятельности и речи.
• Технологии уровневой дифференциации.
• Технология индивидуализации обучения.
• Технологии проблемного обучения.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Игровые технологии.
• Информационно-коммуникативные технологии.
Коротко расскажу о каждой из них.
Технология обследования познавательной деятельности и логопедического обследования.
Цель: полная и качественная оценка состояния речи детей с ЗПР, интеллектуальным недоразвитием (У/О).
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные компетенции.
Эффект использования: позволяет получить достаточно полные сведения о речевых нарушениях каждого конкретного ребёнка, что, в свою очередь предшествует грамотному планированию лого-коррекционной работы и получению наилучших результатов по исправлению речевых недостатков.
Технология уровневой дифференциации
Цель:обучение ребенка на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям ребенка.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, когнитивные, социально-личностные компетенции.
Эффект использования: дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Технология индивидуализации обучения
Цель: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей.
Компетенции, на которые направлена технология: социально- информационные, когнитивные компетенции.
Эффект использования: предупреждение неуспеваемости; формирование общеучебных навыков и умений при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка; усиление учебной мотивации и развитие познавательных процессов.
Технология проблемного обучения
Цель: усвоение способов самостоятельной деятельности.
Компетенции, на которые направлена технология: когнитивные, коммуникативные компетенции.
Эффект использования: организация активной деятельности учащихся по разрешению проблемы, активизация познавательной активности,развитие мыслительных способностей.
Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных занятиях (автор Ткаченко Т. А.).
Цель: формировать вербальные средства коммуникации, мотивации, речевого общения, развивать и активизировать словарь, формировать грамматический строй речи, связную речь.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, межкультурные компетенции.
Эффект использования: способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка.
Информационно-коммуникативные технологии.
Цель: повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекци-онной работы, обеспечение непрерывности наглядного показа изучаемого материала.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, со-циально-информационные, когнитивные компетенции.
Эффект использования: позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-дефектолога.
Игровые технологии.
Цель: более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативная, со-циально-личностные, межкультурные компетенции.
Эффект использования: стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитив-ные процессы.
Технология развивающего обучения.
Цель: развитие способностей ребёнка.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.
Эффект использования: ориентация познавательной деятельности
на потенциальные возможности ребенка.
Технология формирования слоговой структуры слова. Автор Четверушкина Н. С.
Цель: формирование вербальных средств коммуникации. Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные коммуникации
Эффект использования:формирует слоговую структуру слова, делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимает коммуникативные барьеры.
Здоровьесберегающие технологии:
Су-джок терапия
Цель: развитие мелкой моторики, тактильной сферы, развитие мотивации общения, коррекция различных сторон речи, снятие синкенезий и мышечных зажимов.
Эффект использования: нормализация мышечного тонуса и коррекция дизартрических расстройств. Сохранение и укрепление здоровья детей. Компетенция личностного самосовершенствования. Стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает тактильные ощущения и мелкую моторику. Способствует снятию усталости, раздражительности, повышению работоспособности, улучшению общего со-стояния детей.
Биоэнергопластика
- содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применяется для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, а также чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Эффект использования: активизирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений и мелкую моторику. Ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. Позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало.
Фонетическая ритмика
- двигательные упражнения в сочетании с произнесением речевого материала.
Цель:развитие фонематического слуха; развитие умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми. сохранение и укрепление здоровья детей.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Эффект использования: способствует развитию фонематического слуха; правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах; умению выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми.
Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А. Н.
Цель: формирование правильного физиологического и речевого дыхания, сохранение и укрепление здоровья детей.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, что очень важно на этапе постановки и автоматизации звуков. Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук. Формирование первичных произносительных умений, у детей с ОНР I, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрии.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные компетенции.
Эффект использования: способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.
Педагогический прием «Маленький учитель».
. Более продвинутый ребенок занимает на занятии ведущую роль, роль учителя.
Цель: развитие самоконтроля, познавательной деятельности
и потенциальных возможностей ребёнка.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.
Помогает научить будущих школьников учиться и передавать свои знания другим детям. Более развитые ученики лучше усваивают материал, а у более слабых появляется для этого стимул.
Применение этих и других педагогических технологий помогает мне развивать, формировать, корректировать, воспитывать личность ребёнка. Разнообразие технологий не дает детям привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.