Татьяна Анатольевна Ануфриева
Современные методы образования, рекомендации по их применению в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
РЕФЕРАТ
Современные методы образования, рекомендации по их применению в образовательном процессе
Исполнитель: Ануфриева Т. А.
ЕКАТЕРИНБУРГ 2021г
Содержание
Введение…3
1. Определение метод образования…. 5
2. Современная классификация методов образования…7
3. Рекомендации по применению современных методов образования в образовательном процессе…. 9
Заключение…11
Список использованной литературы….12
Введение
Публикация «Современные методы образования, рекомендации по их применению в образовательном процессе» размещена в разделах
Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Задача современной педагогики становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей качественного обучения, проявления творческих способностей. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Педагогика должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей. Так, развитие вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения. Результаты исследования закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения. Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами производить различные эксперименты, лабораторные, а также отрабатывать те или иные специальные навыки. В виртуальной среде можно имитировать любые законы материального мира, при этом не затрачивая каких- либо реальных материалов. Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности. Использование в учебных программах инновационных технологий позволяет расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества обучающихся и составить основу эффективности результатов обучения. Все это дает возможность повысить мотивацию обучения
Цель работы: рассмотреть современные методы обучения.
Задачи:
1. раскрыть понятие «метод обучения»;
2. рассмотреть классификацию современных методов образования;
3. рассмотреть применение современных методов образования в образовательном процессе.
В настоящее время внимание многих педагогов привлекают вопросы организации условий, при которых процесс обучения был бы наиболее успешным, этому посвящена наша работа.
1. Определение метод образования
Метод обучения в педагогике – это совокупность путей, способов достижения дидактических целей, решения образовательных задач, искусство учителя направлять мысли детей в нужное русло и систему, следуемую по алгоритму для достижения необходимого результата. Современная образовательная ситуация и в России, и в большинстве стран цивилизованного мира характерна опорой на экспериментальную педагогику, широко использующую не только собственно-педагогические методы исследования, но и методы сопредельных социальных и естественных наук. В современной педагогической теории и практике особенно актуальна проблема развития личной активности обучающихся. История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых (делай, как я, совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их. Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса. Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. [8]. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Анализируя определения понятия из разных педагогических источников, прием обучения можно сформулировать так: это составная часть метода, единичное действие, конкретны способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности. Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод в прием, прием в метод, вызванные спецификой обучения. Структурно метод выступает как упорядоченная совокупность приемов, а прием рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.
2. Современная классификация методов образования
Современные методы обучения уже в процессе разработки адаптируются под особый педагогический замысел.
Современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
Современная классификации методов обучения - возрастание степени самостоятельности учащихся:
1) объяснительно-иллюстрированный (или информационно-рецептивный) - учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;
2) репродуктивный - ученик выполняет действия по образцу учителя;
3) проблемного изложения - учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;
4) частично-поисковый (или эвристический) - учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;
5) исследовательский - поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.
Ю. К. Бабанский среди возможных оснований классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и распределил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной деятельности, методы эвристической деятельности, методы исследовательской деятельности [2]. Ю. К. Бабанский предложил три основные группы методов обучения :
1. Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований.
2. Методы организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивные методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и др.
3. Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.
В. Д. Онищук за основу классификации предложил взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся [5]. В результате была получена следующая классификация методов обучения : коммуникативный метод, цель которого - усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы; познавательный метод, цель которого - восприятие, осмысление и запоминание нового материала; преобразовательный метод, цель которого - усвоение и творческое применение умений и навыков; систематизирующий метод, цель которого - обобщение и систематизация знаний; контрольный метод, цель которого — выявление качества усвоения знании, умений и навыков и их коррекция.
Представлена группа интересных авторских методов.
Метод опережающего обучения, разработанный С. Н. Лысенковой, на протяжении многих лет дает положительные результаты в начальной школе [9]. Одним из важнейших его компонентов является комментируемое управление, которое является важным моментом в организации труда учеников на уроке. «Учить детей мыслить вслух» - один из принципов уроков С. Н. Лысенковой и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Комментируемое управление начинается с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Четкий ритм, краткая характеристика, аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения задания каждым учеником класса. Термин «веди» вошел в урок вместо традиционного и очень страшного для маленьких «отвечай».
Другим важным фактором метода опережающего обучения является использование учителем опорных схем. Схема – опора мысли ученика, его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником.
3. Рекомендации по применению современных методов образования в образовательном процессе.
На выбор методов обучения оказывают влияние следующие факторы:
закономерностей и вытекающих из них принципов обучения; общих целей обучения, воспитания и развития человека; конкретных образовательно-воспитательных задач; уровня мотивации обучения; особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины; содержания материала; времени, отведенного на изучение того или иного материала; количества и сложности учебного материала; уровня подготовленности учащихся; возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; сформированности у учащихся учебных навыков; типа и структуры занятия; количества учащихся; интереса учащихся; взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность); материально-технического обеспечения; особенностей личности педагога, его квалификации.
Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А. С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения:
1. Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;
2. Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается;
3. Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;
4. Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.
5. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения для проведения занятий, направленных на результативность учебного процесса.
При выборе метода обучения преподаватель должен руководствоваться аксиомой: развивает и формирует учащегося не столько само знание, сколько метод его приобретения.
Общая характеристика и критерии выбора методов обучения
Каким должно быть современное учебное занятие, как его лучше организовать, как правильно построить? Для ответа на эти вопросы необходимо рассмотреть учебное занятие в аспекте развития системы методов обучения и, самое главное, организовать познавательную деятельность учащихся, направленную на «добывание» знания в системе выбранных методов обучения.
При выборе методов исходят из того, что каждый из них ориентирован на решение определенного круга задач и при этом косвенно способствует мотивации, развитию мышления и т. д. Поэтому необходимо оценить возможности каждого метода обучении, знать его сильные и слабые стороны и выбирать на этой основе оптимальные сочетания методов. Для оптимального выбора методов обучения и их эффективного сочетания педагогу необходимо иметь представление о них. Чем богаче знания о многообразии современных методов и умения их применять, тем многостороннее обучение, осознаннее и эффективнее сотрудничество на учебных занятиях.
Заключение
Современные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией.
В результате использования современных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.
Использование учителем современных методов обучения в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию творческих способностей учащихся.
Список использованной литературы
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань:Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.
2. Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения., М. : Педагогика- 2006.
3. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – М. : Высшая школа, 1989. – 143 с.
4. Вишневский В. А. Теория обучения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Чебоксары: Чув. госпедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2005. - 139 с.
5. Онищук В. А. Урок в современной школе. М. : Просвещение, 1981. - 191 с
6. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. – М. : Высшая школа, 1990. – 278 с.
7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 604 с.
8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Российское педагогическое агентство, 2006.
9. С. Н. Лысенкова. Книга для учителя. Из опыта работы: Просвещение, 1988. — 192 с.
10. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. - М. :
Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 585 с.