Папки-передвижки

Современные подходы к организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением речи

Татьяна Вишнякова
Современные подходы к организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением речи

В современных социально – экономических условиях развития образования перед педагогами - практиками стоят задачи создания, наиболее оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Это вызвано проблемой увеличения в ДОУ количества детей данной категории, в частности детей с нарушением речевого развития, которые имеют трудности освоения общеобразовательных программ. В рамках введения ФГОС ДО одной из приоритетных задач становится решение этих проблем с помощью, специально организованной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды как в групповых помещениях компенсирующей направленности, так и в помещениях кабинетов.

Публикация «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением речи» размещена в разделах

Хотелось бы поделиться опытом организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда.

Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда была мною существенно преобразована и построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и призвана выполнять следующие функции:

• побуждающую (выступает в роли движущей силы для становления личности);

• информационную (несет определенные сведения об окружающем мире);

• коммуникативную (обеспечивает жизненно-важную потребность в общении);

• стимулирующую (учитывает потребности, стремления и способности детей, является раздражителем, который стимулирует развитие);

• развивающую (сочетает традиционные и новые, необычные компоненты и обогащает развитие личности новыми впечатлениями);

• образовательную (является содержательно-насыщенной и каждый раз знакомит с чем-то новым);

• воспитывающую (активизирует эмоциональную отзывчивость детей).

Проектируя пространство своего кабинета, я старалась учесть очень важные моменты, которые заключаются в том, что коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда должна :

• Поддерживать ребенка в стремлении познавать окружающий мир, в том числе законы родной речи;

• Давать возможность ребенку право выбора;

Предоставлять условия для проявления самостоятельности;

• Быть эстетичной и привлекательной;

• Выступать в роли естественного, комфортного фона жизни ребенка;

• Положительно влиять на эмоциональное состояние и снимать утомляемость.

При построении коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета я руководствовалась основными принципами: доступности, безопасности, трасформируемости, вариативности и многофункциональности.

Все пространство кабинета компактно, гибко, модульно и поделено на небольшие сектора – зоны, с целью создания оптимальных условий для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, структуры речевых нарушений, уровня активности, интересов, потребностей и способностей (в презентации приведена схема построения коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета).

В кабинете организованы такие зоны, как «Учебная зона», с современной маркерной и одновременно магнитной доской, используемой как для динамичного графического изображения объектов, схем, моделей, так и для размещения демонстрационного материала по теме занятия. Над доской расположен «Визуальный тренажер», использование которого необходимо для развития зрительного восприятия, мобилизации внимания и зрительной памяти у детей с нарушением речи. При необходимости, в другой образовательной ситуации, «Визуальный тренажер», может быть преобразован в «Тематическое табло», содержание его в соответствии с темой насыщается предметными и сюжетными картинками, которые служат зрительной опорой и выполняют поддерживающую функцию, для построения детьми в ходе занятия, речевых высказываний по заданной теме.

К «Учебной зоне» примыкают зона «Грамотей», где располагаются все игры и пособия по обучению грамоте и сосредоточен весь раздаточный материал, который дети могут самостоятельно готовить к занятиям, поскольку он очень удобно расположен и доступен для использования.

Необходимо отдельно и более подробно рассказать о зоне «Умного экрана», которая включает в себя компьютер с отведенной ему миссией сбора и хранения информации, необходимой для интересной организации образовательной деятельности, современный телевизор с большим плоским экраном, на который проецируется изображение. В кабинете имеется точка доступа к сети Интернет, что дает возможность постоянного подключения к широкому диапазону логопедических игр интерактивного педагогического портала МЕРСИБО в режиме онлайн. Данная зона специально организована для интерактивного взаимодействия и позволяет мне в соответствии с требованиями ФГОС ДО активно применять инновационные педагогические технологии и интерактивные методы обучения.

В специально организованной для индивидуальной и подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения зоне «Зазеркалья», имеются все необходимые приспособления, такие как: наборы зондов, шпателей, султанчики, вертушки, трубочки и другие самые разнообразные пособия для формирования воздушной струи, что обеспечивает детям право самостоятельного выбора использования того или иного пособия по желанию. Основой, организующей данную зону, является большое зеркало для осуществления зрительного контроля, необходимого при постановке звуков. Одновременно здесь может заниматься подгруппа детей в количестве четырех человек.

К зоне «Зазеркалья» примыкает зона «Игротеки», где все доступно детям. Данная зона содержит материал для конструирования, разнообразные настольные игры и пособия для развития мелкой пальцевой моторики. В зоне «Игротеки» оборудован столик, где дети могут действовать по выбору: играть, рассматривать книги, складывать пазлы или заняться рисованием. Зону «Игротеки» дополняет магнитофон и аудиотека, которые используется для создания в кабинете комфортной психологической обстановки.

Рядом с «Игротекой» располагается «Театр логопедических миниатюр» с набором кукол-рукавичек для разыгрывания диалогов, сценок, и небольших сказочных сюжетов.

В «Зоне личностной мотивации», которая находится рядом с «Рабочей зоной учителя-логопеда», предусмотрено размещение детских фотографий, сертификатов, дипломов и грамот, свидетельствующих об участии детей в разнообразных творческих конкурсах, проводимых в группе, в детском саду, а также за его пределами. Здесь же устраиваются небольшие персональные выставки детских работ, где представлено как декоративно-прикладное творчество в виде рисунков и поделок, так и литературное творчество детей, которое оформляется в небольшие книжки-малышки и пополняет развивающую среду кабинета. Организация данной зоны в кабинете позволяет стимулировать желание детей принимать активное участие в образовательной деятельности, проявляя свои способности и творческий потенциал.

Пространство кабинета в зависимости от цели и содержания той или иной образовательной ситуации постоянно видоизменяется. На время занятия кабинет может быть преобразован в игровую или строительную площадку, конструкторское бюро, кафе, для закрепления темы «Посуда», поляну для пикника, творческую лабораторию по составлению сказки, для этого коррекционно-развивающая среда кабинета, дополняется специальными приспособлениями, в виде небольших модулей, спортивного инвентаря, разных муляжей, предметов посуды, негабаритной мебели (стойки, столики, тумбы на колесах и т. д.). Все элементы декораций для организации занятий, являются модульными, направлены на их безопасное использование и ориентированы на возрастные особенности детей.

В завершении хочется сказать о том, что работа по созданию оптимальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда, не может быть законченной, она постоянно продолжается, в зависимости от тематики предстоящей недели, времени года, календарных праздников, а также от детских идей и запроса родителей. На сегодняшний день желание преобразовывать и совершенствовать коррекционно-развивающее пространство кабинета, с целью наиболее эффективной организации образовательной деятельности моих воспитанников позволило мне существенно разнообразить ее материальное оснащение, а обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО помогло сделать кабинет привлекательным местом для организации образовательной деятельности детей, которые занимаясь здесь, становятся более общительными, уверенными в себе, самостоятельными и инициативными в разных видах деятельности.

Для меня, как, для учителя-логопеда лучшей оценкой моей работы по организации развивающего пространства кабинета является фраза ребенка: «Ура, мы сегодня снова идем к Вам на занятие!».

Публикации по теме:

Аналитическая справка «Организация развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию детей» Аналитическая справка по теме: «Организация Развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию детей младшей группы.».

Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требования ФГОС «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС» «Предметно развивающая.

Консультация по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детейОрганизация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей обогащению и активизации словаря детей в старшей группе с ОНР.

Консультация для воспитателей «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды - Качество работы невозможно осуществить без создания условий осуществления.

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей в средней группе (часть 1) Часть 2 Уважаемые коллеги в июле этого года я проходила курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе - «Федеральный.

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей в средней группе  (часть 2) Часть 1 Образовательная область - Художественно-эстетическое развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.

Реализация требований ФГОС к организации развивающей предметно-пространственной среды группового помещения ДОО Введение ФГОС изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации. В его основу включена ориентация не.

Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группыРезультаты организации развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы ГБОУ СОШ № 10 СПДС “Аленушка” Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды 2 младшей группы СПДС «Аленушка» (корпус.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением речи
Опубликовано: 1 октября 2015 в 14:05
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД