Современные средства формирования познавательной активности старших дошкольников

Лидия Крутова
Современные средства формирования познавательной активности старших дошкольников

Концепция развития современного образования ориентирует педагогов дошкольных учреждений на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Сегодня педагоги вовлечены в обсуждение проблемы перехода от репродуктивной модели трансляции «готовых знаний», к модели, ориентированной на «обучение через деятельность (делание)».

Результаты исследования познавательных аспектов обучения детей дошкольного возраста убедительно доказывают, что зависимость продуктивности развития интеллекта детей проявляется не только в организации процесса обучения, но и в личной активной, деятельной позиции самого ребенка.

Обновление современной личностно - ориентированной модели образования на всех уровнях, в том числе и на его дошкольной ступени, в противовес авторитаризму, меняет роль и место ребёнка в образовательном процессе, практическую ориентацию отрасли на индивидуальность личности.

Ключевыми составляющими формирования познавательных способностей ребёнка являются:

• вовлеченность в самостоятельно организованную деятельность;

• умение создать и реализовать замысел;

• выработка собственной позиции;

• стремление защищать свою точку зрения, проявлять фантазию, изобретательность и творчество.

Познавательная активность ребёнка отмечается в его самостоятельном желании что-то изменить, изучить, познать.

Познавательная активность отображает индивидуальный, особый интерес ребёнка старшего дошкольного возраста к получению новых знаний,умений и навыков во всех видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и двигательной.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны анализировать, классифицировать, систематизировать и группировать объекты изучения. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания.

Пусковым механизмом познавательной активности ребенка являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Под средствами формирования познавательной активности следует понимать разнообразнейшие орудия процесса познания, благодаря использованию которых более эффективно достигаются поставленные цели в конкретной деятельности.

В игровой деятельности для дошкольников основным средством познавательной активности являются игрушки, предметы и дидактические игры. Развитие познавательной активности во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о свойствах, качествах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.

В коммуникативной деятельности средством развития познавательной активности является речь. Возможность понимать речь и говорить делает этот процесс важным средством познания окружающего мира. В свою очередь, познавательная активность оказывает огромное внимание на развитие его инициативной речи. У ребенка развивается потребность спрашивать у воспитателя о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающей деятельности.

В последние годы все активнее в качестве средств выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста.

Например, такие формы познавательно-исследовательского характера Н. А. Короткова предлагает называть культурными практиками, по сути, являющимися средствами познавательного развития. Культурные практики или средства развития познавательной активности, выступают своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей.

Каждое из культурно-смысловых средств, работая в целом на познавательное развитие ребенка,создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи:

— опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);

— коллекционирование (классификация) — освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);

— путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);

— путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему,на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

В сущности, в рамки этих культурных практик можно ввести любые содержания, традиционно входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром, то есть любую тематику. Задав эти культурносмысловые контексты как системообразующие, наполним их примерными тематическими содержаниями, круг которых вполне традиционен, отобран для дошкольников в отечественной и мировой педагогике (практически все дошкольные образовательные программы в этом отношении весьма сходны).

При этом следует помнить мудрый совет В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать,.

Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Золотой петушок» Департамент образования Администрации города.

Значение подвижных игр в познавательной активности дошкольников Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражена роль движений. Это не только средство укрепления.

Консультация «Игровые маркеры как условие формирования игровой и познавательной активности ребенка» Организация предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. В.

Консультация «Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости» Бытует мнение, что детству непременно свойственны состояния радости, оптимизма и счастья. Взрослым советуют учиться этим прекрасным состояниям.

Лэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольниковЛэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольников В дошкольном возрасте ярко проявляется познавательная активность, а проявляется она в бесконечных детских "Почему?". Активный - это значит.

План самообразования «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Актуальность: Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки.

Проект «Развитие познавательной активности у дошкольников путем коллекционирования»Проект «Развитие познавательной активности у дошкольников путем коллекционирования» Актуальность В настоящее время общество крайне изменилось и соответственно меняются семейные отношения. Во времена Советского Союза практически.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования В современном обществе происходят перемены, затрагивающие и систему образования, которая находится на этапе модернизации. Система дошкольного.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Детский сад №12» «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Идея опыта: приобщение детей к познавательной.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Современные средства формирования познавательной активности старших дошкольников
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 18:04
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

28 октября. День бабушек и дедушек в России

«Бабушки и дедушки самые родные, как хотим чтоб долго вы вместе жили-были!» — такое пожелание будет звучать сегодня за праздничным столом в честь Дня бабушек и дедушек. Воспользуйтесь нашей тематической...

Календарный план образовательной работы на неделю «Ярмарка. Дымковская игрушка» в...
План работы с 12 по 16 октября Тема: «Ярмарка. Дымковская игрушка» Задачи: - Формировать у детей представления о ярмарках в России, народных промыслах; -...
Осенняя фотозона в группе
Осень каждый раз приходит разная. То она яркая, праздничная, то светлая, тихая, спокойная. Это как бы прощание с летом, теплом, солнцем. Пора золотой осени...
Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные...
Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер Елена Сергеевна....