Ольга Тарасова
Создание игрового пространства в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно – игровой среды в детском саду требует постоянной заботы воспитателя. Правильная организация предметно – игровой среды предполагает учет особенностей психологического и умственного развития детей (наглядно – образный характер их мышления, способность к моделированию действительности в игровой форме, развитие воображения, склонность к фантазии, обоснованное комбинирование и преобразование ранее полученных знаний, это подразумевает то, что приемлемо в старших группах иногда недопустимо в старших.
Публикация «Создание игрового пространства в детском саду» размещена в разделах
В младших группах нашего ДОУ широко распространены тематические игровые уголки для организации сюжетных игр детей. В этих уголках игровое оборудование и игрушки расположены соответствующим образом, что подсказывает детям сюжет игры и способы ее реализации.
В старших группах присутствует мобильность. Часть сюжетно – ролевых игр хранится в коробках. Например, «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Мы военные», что позволяет развивать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач.
Да, естественно, в нашем коллективе есть педагоги, которые стремятся, во что бы то ни стало сохранить в уголках первозданный порядок, но специалисты ДОУ проводят разъяснительную работу в этом направлении. Эту проблему мы очень часто затрагиваем на педсоветах, проводим открытые показы, семинары – практикумы, диспуты, чтобы воспитатели почувствовали, что стабильная пространственная локализация уголков мешает детскому воображению выйти за рамки заданной темы.
Одной из основных проблем нашего ДОУ является несоответствие мебели возрастным особенностям и интересам детей. Если бы у нас были не громоздкие шкафы, а легкие стеллажи, которые старшие дети смогли бы переносить сами или под руководством воспитателя, это позволило бы комбинировать пространство, создавая предметную опору для различных игр. Конечно, нам очень не хватает легкого модульного оборудования, которое часто рекламируют на страницах журналов «Дошкольное воспитание» и «Ребенок в детском саду». Мы пытаемся найти выход с помощью родителей, но этого недостаточно.
Малодоступность для игр детей спальных комнат и раздевалок тоже является нашей проблемой. Хотя в спальных комнатах у нас расположены физкультурные и книжные уголки, уголки по правилам дорожного движения, но большую часть спален занимают кровати, и провести какую – либо подвижную игру невозможно. Раздевальные комнаты иногда используются нашими педагогами для чтения книг и организации словесных и дидактических игр (обычно это бывает, когда на улице непогода, а группа требует проветривания). На тему рационального использования пространства спален и раздевалок в нашем детском саду был проведен семинар – практикум. Педагоги предлагали различные варианты: кукольный театр в спальне, уголок сказки в раздевалке, подборка игр, которые могут использовать родители при раздевании и одевании ребенка в саду.
Все педагоги знают, чтобы заинтересовать ребенка игрой, игровой материал должен быть ярким, интересным и прочным. Конечно, у нас имеются игрушки, согласно возрастным особенностям детей, но хотелось бы большего. В большом количестве игровой материал по сенсорике (игрушки – вкладыши, игрушки с подвижными деталями, со звуковыми эффектами, игры головоломки (всевозможные лабиринты, «загадочные» коробочки и т. п.)
Мы очень часто стараемся пополнять и физкультурные уголки, особенно нестандартным оборудованием. Но и у нас имеются проблемы.
В отдельных группах редко меняется материал, представленный в тематических уголках. Однотипность возможного использования не стимулирует интересы детей к его применению в свободной деятельности. Не эстетичность и однотипность своих уголков отдельные педагоги объясняют неумением рисовать. Хотя другие воспитатели находят выход из этой ситуации. Они привлекают к этой работе родителей воспитанников и самих детей. Практика показала, что игры и атрибуты к ним, изготовленные самими детьми, пользуются наибольшей популярностью.
Своим опытом по организации игровых уголков с помощью детей поделилась воспитатель средней группы Пронкина С. М.
К ним в группу пришел Буратино с большим подарочным пакетом и попросил детей отгадать, что лежит в пакете. Так началась дидактическая игра по типу «Чудесный мешочек». Дети пытались отгадать, что находится в пакете. Когда пакет был раскрыт, дети увидели набор детской мебели. Когда вся мебель была рассмотрена, дети с удовольствием рассказали Буратино как каждый предмет называется, для чего он нужен. Прощаясь с детьми Буратино, попросил детей обустроить ему комнату, ведь он еще не раз придет к ним в гости. Дети дружно взялись за дело. Рассказы детей про Буратино, их ярко выраженная радость, заинтересовали отдельных родителей. Мама Кирилла П. Сшила комплект белья для Буратино, а папа Насти М. смастерил шкаф для одежды. Комната для Буратино получилась уютной и красивой, и это вызвало у детей желание поддерживать в ней порядок. Постепенно это отразилось и на порядке в других игровых уголках. Этот опыт работы помог другим воспитателям пересмотреть свое отношение к оформлению игровых зон и тематических уголков.
Очень часто наличие посторонних факторов может испортить игру детей. Например, в подвижной игре, как и в большом спорте, результат иногда зависит не только от собственных усилий, но и от случайных обстоятельств, погодных условий. Если ребенок старается выиграть, и чувствует, что у него есть для этого все шансы, то проигрыш из-за вмешательства посторонних людей, ямок, луж и других помех, воспринимается им как трагедия и может нанести вред его эмоциональному состоянию. Поэтому наши воспитатели заботятся о том, чтобы место для игры соответствовало содержанию, количеству играющих и было безопасным для детей.
На прогулке воспитателю чаще, чем в группе, приходится быть активным участником детских игр, особенно в плохую погоду. Когда детям нельзя свободно двигаться по всему участку из-за луж, ямок, наши педагоги тщательно продумывают организацию самостоятельной игровой деятельности на верандах. Чтобы поднять настроение детей, позабавить их в непогожие деньки, воспитатели проявляют творчество, выдумку, фантазию.
На прогулке воспитателю чаще, чем в группе, приходится быть активным участником детских игр, особенно в плохую погоду. Когда детям нельзя свободно двигаться по всему участку из-за луж, ямок, наши педагоги тщательно продумывают организацию самостоятельной игровой деятельности на верандах. Чтобы поднять настроение детей, позабавить их в непогожие деньки, воспитатели проявляют творчество, выдумку, фантазию.
В детском саду может и должен играть с детьми воспитатель. Для него разработаны программы и методические рекомендации по организации и руководству игровой деятельностью на всех возрастных этапах. В детском саду для игры создаются специальные условия, особая игровая среда. И мы надеемся, что игра никогда не «уйдет» из детского сада.