Получи документы

Создание мини-музея как форма социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Надежда Поташова
Создание мини-музея как форма социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Публикация «Создание мини-музея как форма социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Усвоение этих норм происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Для формирования ценностных ориентации личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика - помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка.

В то же время, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. «Добрый», «хороший», «милый» - вот и все эпитеты, которыми дети могут охарактеризовать какого-нибудь героя. А во время знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Создавая мини-музей в нашем детском саду, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Мы понимали, что особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Для достижения качественных результатов в формировании компетенций детей в области музейной педагогики осуществлялась специально организованная деятельность в следующем направлении:

- занятия, направленные на получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры, музейных экспонатах, музейных профессиях и др. ;

- использование музейной тематики на обучающих занятиях при реализации общеобразовательной программы ДОУ;

-включение элементов музейной педагогики в организованную деятельность детей;

- беседы;

- экскурсии;

- чтение и рассматривание иллюстраций;

-познавательные досуги;

-викторины;

- КВН.

Над созданием наших музея работал весь педагогический коллектив под руководством старшего воспитателя и руководителя ДОУ. В каждой группе создан мини-музей группы, так же создаются интерактивные музеи. Наш детский сад активно сотрудничает с Армавирским краеведческим музеем. Сотрудники музея приезжают с тематической экспозицией в детский сад или наши воспитанники отправляются на экскурсию в музей.

Все экспонаты музея являются подлинными и приобретаются в художественных салонах, в центрах народных промыслов, многие предметы старинной утвари и посуды были подарены музею взрослыми : педагогами ДОУ и родителями.

Ежегодно к 9 мая в музее оформляются экспозиции : «Мой дед-герой войны», «Ваш подвиг вечен" (рисунки, рассказы детей, фотографии, выставка макетов, изготовленных родителями совместно с детьми, выставка буклетов городов-героев, орденов, медалей). Здесь же проводятся беседы, игры-викторины, литературные чтения. Большой интерес у детей и взрослых вызывает экспозиция «История кубанской фамилии», цель которой познакомить с историей жизни людей одной фамилии, дать представление об истории возникновения их фамилий. Дети и родители проявляют большой интерес к этим экспозициям, так как не всегда знают историю своей фамилии.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:

• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

• Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.

• Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.

• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

• Доступность.

• Наглядность.

• Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).

• Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

• Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

• Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Для организации работы педагоги используют следующие формы организации работы с детьми:

I. Ежедневные

• коллекционирование вместе с детьми;

создание мини-музеев;

• работа клуба «Друзья музея».

II. Еженедельные:

Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.

игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Казачье подворье», «Мы летим на воздушном шаре», «Кубанские ремесла».

Игры путешествия: «Едем в цирк», «Путешествие на стойбище», «Откуда родом бабушкин сундук».

Интеллектуально - творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;

Игры - эстетические упражнения: «Закрась поднос», «Закончи узор»;

• Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку)

III. Периодические.

Важная особенность мини - музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В наших экспозициях экспонаты можно и нужно трогать, переставлять, брать и в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Работа в данном направлении ведется постоянно, систематически. Педагоги нашего ДОУ осознают, что создание музейной среды в дошкольном учреждении предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Располагая мини-музей в групповом помещении, предоставляется возможность выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации. Мы, воспитатели, в любое время обращаемся к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривают экспонаты, обсуждают их особенности, задают нам вопросы, используют экспонаты для режиссерских игр, пользуются дидактическими играми.

В результате нашей работы мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показали свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование социально — коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста через создание портфолио ребёнка. Коммуникативная компетентность ребёнка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать,.

Конспект НОД с приоритетом социально-коммуникативного развития «День матери» КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ МАТЕРИ» Цель: Расширить и углубить знания детей о празднике - «День матери»; повысить социальную значимость.

Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников. Социальный опыт приобретается ребенком в общении.

Проект «Журиничская роспись». Создание мини-музея «Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА! Ты строга, нетороплива, величава и игрива. Ты любовью рождена, мастерством одарена. Душу русскую неси.

Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей Возрастная группа: средняя группа Тема: Наш друг светофор Тип проекта:.

Решение задач социально-коммуникативного развития посредством игры Система работы в младшей группе Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определённые проявления.

Создание мини-музея в детском садуСоздание мини-музея в детском саду нашей группе мы с помощью детей и родителей создали самый настоящий музей предметов старины. Каждый принес из дома старинный предмет быта,.

Создание в МБДОУ мини-музея «Весёлый клоун»Создание в МБДОУ мини-музея «Весёлый клоун» Ходите с нами в музеи, пусть и музеи приходят к вам!» Экспонаты, находящиеся в мини-музее «ВЕСЁЛЫЙ КЛОУН», собраны в различных городах.

Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста Театрализованная игра как средство социально -коммуникативного развития детей раннего возраста. Выполнила: Филиппова Дарья Ивановна.

Создание мини-музея «Русские народные промыслы» Тема –“Создание мини-музея “Русские народные промыслы ” Участники проекта: Воспитатель Элизбарашвили К. Р. Дети средней группы, родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание мини-музея как форма социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 16 марта 2017 в 22:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД