Надежда Поташова
Создание мини-музея как форма социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «Создание мини-музея как форма социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Усвоение этих норм происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Для формирования ценностных ориентации личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика - помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка.
В то же время, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. «Добрый», «хороший», «милый» - вот и все эпитеты, которыми дети могут охарактеризовать какого-нибудь героя. А во время знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Создавая мини-музей в нашем детском саду, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Мы понимали, что особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Для достижения качественных результатов в формировании компетенций детей в области музейной педагогики осуществлялась специально организованная деятельность в следующем направлении:
- занятия, направленные на получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры, музейных экспонатах, музейных профессиях и др. ;
- использование музейной тематики на обучающих занятиях при реализации общеобразовательной программы ДОУ;
-включение элементов музейной педагогики в организованную деятельность детей;
- беседы;
- экскурсии;
- чтение и рассматривание иллюстраций;
-познавательные досуги;
-викторины;
- КВН.
Над созданием наших музея работал весь педагогический коллектив под руководством старшего воспитателя и руководителя ДОУ. В каждой группе создан мини-музей группы, так же создаются интерактивные музеи. Наш детский сад активно сотрудничает с Армавирским краеведческим музеем. Сотрудники музея приезжают с тематической экспозицией в детский сад или наши воспитанники отправляются на экскурсию в музей.
Все экспонаты музея являются подлинными и приобретаются в художественных салонах, в центрах народных промыслов, многие предметы старинной утвари и посуды были подарены музею взрослыми : педагогами ДОУ и родителями.
Ежегодно к 9 мая в музее оформляются экспозиции : «Мой дед-герой войны», «Ваш подвиг вечен" (рисунки, рассказы детей, фотографии, выставка макетов, изготовленных родителями совместно с детьми, выставка буклетов городов-героев, орденов, медалей). Здесь же проводятся беседы, игры-викторины, литературные чтения. Большой интерес у детей и взрослых вызывает экспозиция «История кубанской фамилии», цель которой познакомить с историей жизни людей одной фамилии, дать представление об истории возникновения их фамилий. Дети и родители проявляют большой интерес к этим экспозициям, так как не всегда знают историю своей фамилии.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:
• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
• Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
• Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
• Доступность.
• Наглядность.
• Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
• Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
• Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
• Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Для организации работы педагоги используют следующие формы организации работы с детьми:
I. Ежедневные
• коллекционирование вместе с детьми;
• создание мини-музеев;
• работа клуба «Друзья музея».
II. Еженедельные:
Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.
• игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Казачье подворье», «Мы летим на воздушном шаре», «Кубанские ремесла».
• Игры путешествия: «Едем в цирк», «Путешествие на стойбище», «Откуда родом бабушкин сундук».
• Интеллектуально - творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;
• Игры - эстетические упражнения: «Закрась поднос», «Закончи узор»;
• Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку)
III. Периодические.
Важная особенность мини - музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В наших экспозициях экспонаты можно и нужно трогать, переставлять, брать и в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Работа в данном направлении ведется постоянно, систематически. Педагоги нашего ДОУ осознают, что создание музейной среды в дошкольном учреждении предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.
Располагая мини-музей в групповом помещении, предоставляется возможность выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации. Мы, воспитатели, в любое время обращаемся к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривают экспонаты, обсуждают их особенности, задают нам вопросы, используют экспонаты для режиссерских игр, пользуются дидактическими играми.
В результате нашей работы мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показали свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников.