Папки-передвижки

Создание мини-музея в группе дошкольного возраста

Татьяна Леонтьева
Создание мини-музея в группе дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №233 «Березка»

Создание мини- музеев

в группах дошкольного возраста

Подготовила

воспитатель Леонтьева Т. Н.

г. Ульяновск

Мини- музей в детском саду - особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении. Причины создания мини- музеев первоначально заключались в том, что многие дошкольные учреждения располагаются вдали от «настоящих» музеев. Несомненно, экскурсии в музее, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка.

Публикация «Создание мини-музея в группе дошкольного возраста» размещена в разделах

«Для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку»

Е. И Тихеева

В этом случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное- мини- музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.

Принципы создания мини- музея

Несмотря на разнообразие мини- музеев, можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации этих элементов развивающей среды.

Принцип интеграции

Музей- это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, связанные между собой. Содержание мини- музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п. Кроме того, мини- музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

Принцип деятельности и интерактивности

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини- музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини- музее. Например, в музее кукол можно делать кукол из предложенного материала, в музее природы- поделки из природного материала и т. д.

Необходимо выделить уголок для самостоятельной деятельности ребенка: в мини- музее воздуха- провести опыты, поиграть со свистульками; в мини- музее хлеба- слепить изделия из теста и т. п.

Принцип научности

Экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако стремление к избыточной научности, слабая адаптация материалов к уровню развития дошкольника делают мини- музеи неинтересными для ребенка.

Принцип природосообразности

При организации мини- музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип культуросообразности

Мини- музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, культуре, к другим людям и себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип гуманизации

Мини- музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, и на индивидуально- ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок- педагог» и переходы на диалоговую форму обучения.

Принцип динамичности и вариативности

Мини- музей детского сада периодически меняется- по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д. Если мини- музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностях дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие добавлять в экспозицию.

Принцип разнообразия

Независимо от темы мини- музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т. п. Экспонаты мини- музея отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип экологичности

В экспозиции преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. Может использоваться бросовый, но чистый материал. Все природные материалы необходимо собирать в экологически чистых местах.

Принцип безопасности

Оформление мини- музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини- музея. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т. п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызвать у детей аллергические заболевания.

Принцип глобализм и регионализма

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее кукол могут быть собраны куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной области. Такой поход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой- способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.

Принцип креативности

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини- музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

Принцип непрерывности

Мини- музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой образовательной и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику образовательной деятельности, экскурсий, прогулок, праздников и т. п.

Принцип партнерства

Мини- музей является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан с реализацией прав ребенка, дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.

Цели и задачи мини- музея

Музейная педагогика в условиях детского сада:

-позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные

программы;

- является действенным модулем развивающей предметно- пространственной

среды; средством индивидуализации образовательной деятельности;

- способствует воспитанию у дошкольников музейной культуры; расширяет

их кругозор;

- помогает наладить сотрудничество педагогов с родителями и представителями

социума за пределами детского сада.

Этапы создания мини- музея

Создание мини- музея может стать отдельным проектом детей, родителей, воспитателей. Удобно разбит организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.

Подготовительный этап

Главные задачи подготовительного этапа- выбор темы мини- музея (совместно с детьми и родителями, определение путей создания системы мини- музея, подготовка к участию в проекте педагогов, детей, родителей

Выбор темы

Возможны несколько путей определения темы:

а) Создание мини- музея планируется заранее. В этом случае, как правило, преобладает мнение педагогов.

б) Тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом.

в) Тема определяется спонтанно. В этом случае большую роль играет инициатива ребенка. Например, дети приносят из дома фотографии своих домашних животных, рассказывают о них, после чего в группе появляется мини- музей домашних животных.

Сбор информации

После определения тематики педагоги обсуждают с детьми и родителями варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составит перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, а также материалы для уголков самостоятельной деятельности.

Выбор места для мини- музея

1. Групповое помещение

Этот вариант предоставлять возможность выставлять материал постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми, проводить самостоятельные исследования. Однако расположение мини- музея в группах имеет и свои минусы. Во- первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Во- вторых, удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.

2. «Раздевалка» (приемная)

Вариант размещения мини- музея в приемной имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки- те же.

3. Территория

На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом.

Например, национальная изба, ферма (фигурки животных, ветряная или водяная мельница, музей сказок с различными фигурками сказочных персонажей и предметов. В музее под открытым небом проводятся осенние выставки овощей, летние выставки цветочных композиций, знакомство с лекарственными растениями и т. п.

Работа с детьми и родителями

На подготовительном этапе проводится работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Дети и родители готовят небольшие сообщения о тех музеях, которые они посещали.

Практический этап

Главная задача второго этапа- совместная (педагоги, дети. родители) реализация идей первого этапа.

Оформление мини- музея

Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы, размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев. Если для музея отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два- три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами (спираль, гирлянда) и т. п.

Название мини- музея

Название должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание. Так, буквы в названии «Мини- музей песка» могут быть сделаны из песка, приклеенного основе, фольклорный мини- музей украсит название, выполненное в народном стиле.

Дополнительная информация

В мини музее вывешиваются схемы экспозиции, карты путешествий по ней, рисунки, знаки, отражающие нормы поведения. Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини- музея могут периодически появляться различные «секретики»- задания, необычные экспонаты, сюрпризы. Задания для детей и родителей можно размещать в разных местах. Например, в музее «Волшебная вода» загадки об экспонатах можно написать на бумажных снежинках и капельках и др.

Работа с детьми

В работе с детьми применяются как традиционные, так и инновационные технологии. Так традиционная форма- беседа, рассказ- нередко сопровождаются использованием мультимедийных средств. Важно помнить о некоторой специфике работы на базе мини- музеев.

1. Длительное стояние детей на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

2. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые «беседы- пятиминутки».

Игры для мини музея

Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игра, в каждом мини –музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики музея (сюжетно- ролевые, игры- драматизации, дидактические) и т. п. Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах.

«Универсальные» игры, которые можно использовать при работе в любом мини- музее :

• Лото

• Бродилки

• Солнышко

• Ящик ощущений

• Четвертый – лишний

• Найди пять отличий

• Разрезные картинки

• Угадай, что в мешочке

• Лабиринт

• Чья тень? (узнай по силуэту) и др.

Заключительный, обобщающий этап

Проводится торжественное «официальное» открытие мини- музея с приглашением родителей, детей других групп.

Разрабатываются и проводятся экскурсии со взрослыми для детей, детьми для детей и детьми для взрослых, организуются праздники, спектакли, дни музеев, выставки рисунков, поделок. Особое внимание следует обратить на разработку оригинальных экскурсий, экскурсий- путешествий (во времени, в лес, по земному шару).

Среди педагогов проводится конкурс на лучший мини- музей. Можно приурочить проведение конкурса к Международному дню музеев- 18 мая.

Критерии оценки:

• Место расположение музея, его сочетание с интерьером

• Оформление (с эстетической точки зрения)

• Соответствие содержания названию

Оценка экспонатов:

o Целесообразность

o Качество

o Разнообразие

o Соответствие возрасту детей

• Оригинальность оформления

• Визитка музея

• Участие родителей в создании музея

• Участие детей в создании музея

Публикации по теме:

Создание мини-музея в группах детского садаСоздание мини-музея в группах детского сада Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком.

Проектная деятельность «Создание мини-музея в ДОУ»Проектная деятельность «Создание мини-музея в ДОУ» Актуальность Создание мини-музея в ДОУ является весьма актуальной темой, так как в первую очередь решается одна из главных задач педагогического.

Фотоотчёт о драматизации в предметном пространстве мини-музея «Пасхальное чудо!» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о драматизации в предметном пространстве мини-музея «Пасхальное чудо!» с детьми старшего дошкольного возраста 26 апреля МБДОУ «ЦРР-д. с. №20»-пригласил в гости молодых воспитателей и представил опыт работы в направлении-музейная педагогика. В рамках.

Фотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском садуФотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском саду нтересной формой знакомства детей с родной культурой в дошкольном учреждении является создание мини-музеев. В любом возрасте дети задают.

Проект «Создание мини-музея в ДОУ»Проект «Создание мини-музея в ДОУ» Подготовили: Минкина В. И., Лобанова Т. Н. Проект: Создание мини - музея в ДОУ Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный, познавательный,.

Педагогический проект «Создание Мини-музея «Пуговица-чудесница» в группе» (средняя группа) Автор: воспитатель средней группы ГБДОУ Детский сад №56 Колпинского района Санкт-Петербурга. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель,.

Создание мини-музея как форма социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Создание мини-музея «Космос»Создание мини-музея «Космос» Космос всегда был и остается сегодня одной из наиболее волнующих человечество загадок. Его глубинные дали неустанно влекут к себе исследователей.

Создание мини-музея «Русская изба» Свою работу я начала с детьми подготовительной группы, когда в детском саду был объявлен конкурс: «Мини-музея». Меня очень заинтересовала.

Создание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаСоздание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста В настоящее время все большее значение в дошкольных учреждениях уделяют нравственно-патриотическому воспитанию. Будущее нашей страны во многом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание мини-музея в группе дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2017 в 17:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД