Елена Анатольевна Сазанова
Создание условий для развития основных видов движения и качеств через использование нестандартного физкультурного оборуд
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время, как в детском саду, так и в семье уделяется большое внимание сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось так, что физическое развитие в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий благополучного психологического развития подрастающего поколения. Для детей крайне важна свобода двигательной деятельности. Разнообразить подвижные игры на прогулке помогут правильно организованные и подобранные по возрасту физкультурные о. д. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы малышей, нормализуют работу нервной системы, улучшают сердечно-сосудистую деятельность.
Публикация «Создание условий для развития основных видов движения и качеств через использование нестандартного физкультурного оборуд» размещена в разделах
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Жизнь в городе, неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточная двигательная активность, недостаток свежего воздуха, к сожалению, самым неблагоприятным способом оказывают воздействие на детский организм. Поэтому так важно уделять большое внимание физической культуре. Занятия физической культурой активизируют иммунитет, повышают сопротивляемость детского организма к различного рода заболеваниям.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как после рождения, поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.
Двигаясь динамично, ребенок развивает упорство и волю в преодолении трудностей, познает окружающую действительность, учится быть самостоятельным. Физическая активность помогает малышу снять нервное перенапряжение и позволяет детской психике работать уравновешенно и гармонично.
В возрасте 6 лет у ребенка формируются первые мышцы, он становится значительно подвижным и выносливым. Полноценность физического развития ребенка в этом возрасте зависит от владения им разнообразными движениями. Нам, взрослым, необходимо по мере возможностей разнообразить двигательный опыт детей. При этом необходимо учитывать уровень готовности детского организма к разнообразным физическим нагрузкам.
Не стоит забывать, что костная система дошкольника очень подвижна и хрупка, поэтому необходимо следить за правильной осанкой ребенка во время занятий, а также за положением его тела во время ночного и дневного сна.
Известно, что систематические занятия физической культурой повышают иммунитет детей, что впоследствии повышает сопротивляемость организма к различным инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому так важно с самого раннего возраста приучать детей принимать воздушные и солнечные ванны, систематически проводить всевозможные водные процедуры. Только выполняя все эти условия о бесконечные простудные заболевания останутся в прошлом.
Общее самочувствие, работа легких и эндокринной системы, сердца и сосудов, пищеварения и функций теплообмена значительно улучшатся, если ребенок будет уделять двигательной активности и спорту не менее двух часов в день.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к спортивным играм. Спортивные игры для детей – это череда развлечений, установленных правил, общения и полезных движений. Они обеспечивают полное физическое развитие, к тому же, интересные и увлекательные. В ходе спортивных игр у детей формируются положительные нравственно - волевые черты характера. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умению считаться с другими. Дети учатся самостоятельно решать конфликты, споры между собой.
Для проведения спортивных игр и упражнений педагоги используют как стандартное спортивное оборудование, так и оборудование, сделанное своими руками.
Новое спортивно-игровое нестандартное оборудование – это всегда стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Многообразен мир вещей, способных обрести вторую жизнь. Бесполезные на первый взгляд, предметы превращаются в яркое, удобное в использовании оборудование для занятий с детьми физической культурой и спортом.
Спортивно - игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития физических качеств, так и решению задач всестороннего развития и формирования личности, а именно:
создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы
приучать применять предметы спортивно - игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности
побуждать интерес к спортивным играм, расширять круг представлений о разнообразных видах спортивных упражнений, их оздоровительном значении.
Во все времена среди детворы большой популярностью пользовалась скакалка. Огромное удовольствие малышам приносят различные прыжки и упражнения со скакалкой. Кроме хорошего настроения, веселые упражнения со скакалкой дарят еще и здоровье. Игры со скакалкой – это активные игры с прыжками, которые хорошо развивают опорно – двигательную систему и координацию движений ребенка.
Скакалка – это простой спортивный снаряд, который уже долгое время остается актуальным и популярным как у детей, так и у взрослых. Научиться дорогой, полезный и компактный тренажер. Ее можно использовать на улице, дома, в детском саду. Игры со скакалкой вызывают азарт и тренируют выносливость у ребенка.
Большую привязанность к этому спортивному оборудованию выражают девочки, но и мальчиков можно привлечь к полезному занятию. В нашем детском саду мы решили привить интерес детей к скакалке. Хорошим доводом для них стал пример тренировок со скакалкой и высоких результатов известных спортсменов, таких как – боксеров, футболистов, легкоатлетов, пловцов, гимнастов и акробатов, которые используют скакалку для своих тренировок. Просмотрели видеоролики с элементами тренировок с этим спортивным инвентарем, объяснили детям значимость этих занятий, все это помогло нам прилечь и заинтересовать всех ребят. Но прыгать на длинной скакалке получается не у всех, доставляет ряд трудностей. Для решения этой проблемы мы и изобрели «чудо – скакалочку».
Это спортивно - игровое нестандартное оборудование изготовлено из пластиковой бутылочки, контейнера от киндер-сюрприза, самоклеющейся бумаги и цветной ленты.
Алгоритм изготовления «Чудо – скакалочки» :
1. Берём пластиковую маленькую бутылочку из-под питьевого йогурта «Растишка».
2. Делаем художественное оформление бутылочки из самоклеющейся плёнки.
3. С помощью шила делаем одно отверстие в горлышке бутылочки.
4. Вставляем в отверстие ленточку длиной 20 см.
5. Утяжеляем ленточку с помощью контейнера от «киндер – сюрприза».
В результате у нас получилась ручка от скакалки с коротким утяжелённым шнуром.
Она занимает немного места, не запутается и не порвется.
«Чудо – скакалочка» помогает ребятам подготовиться к упражнениям с длинной скакалкой и повышает интерес детей к занятиям. Упражнения и прыжки с этим оборудованием способствуют укреплению мышц тела, оказывают благотворное влияние на дыхательную и сердечно – сосудистую системы организма, улучшают осанку, хорошо развивают равновесие и координацию движений. Данные упражнения вырабатывают легкие и пластичные движения, чувство ритма, закрепляются различные виды прыжков: на двух ногах, с продвижением вперед, на одной ноге, «скрестно», «вперед – назад» и другие.
Это спортивно - игровое нестандартное оборудование используется не только на занятиях, но еще и в спортивных играх, на прогулках и в игровой деятельности.
Нами разработана серия игр и спортивных упражнений с использованием «Чудо – скакалочки».
Средний дошкольный возраст
«Пробей скакалочку»
Цель: упражнять детей прыжкам в высоту с места; создание хорошего позитивного настроения.
Описание: На веревку или ветку дерева подвешивается «скакалочка». Дети поочередно с разбега 3—4 шагов подбегают, подпрыгивают вверх, стараясь ударить по «скакалочке». Сначала выполняют дети небольшого роста. Затем «скакалочку» поднимают выше, прыгают высокие дети.
Пособия: веревка, «скакалочка».
«Прыг - скок!»
Цель: упражнять детей подпрыгиванию на двух ногах.
Описание: Дети, свободно располагаясь на площадке, прыгают на месте под счет «один, два, три», на счет «четыре» поворачиваются направо на 45°. Снова делают три прыжка на месте, на четвертый поворачиваются направо. Вернувшись в исходное положение, дети выполняют прыжки в левую сторону. Можно использовать одну «скакалочку» или две. Между повторениями надо сделать небольшой перерыв — походить по площадке.
Пособия: «скакалочка».
Приложение