Папки-передвижки

Создание мини-музея «Куклы — обереги» как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре

Юлия Епифанова
Создание мини-музея «Куклы — обереги» как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре

Епифанова Юлия Геннадьевна

Воспитатель 1 квалификационной категории, г. Челябинска

Актуальность

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Публикация «Создание мини-музея „Куклы — обереги“ как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре» размещена в разделах

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы. В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Очень важно знакомить детей с историей своего края, традициями и обычаями с младшего дошкольного возраста через создание мини - музея «Куклы - обереги». Такая форма работы поможет расширить знания детей о традициях в использовании кукол, будет способствовать повышению интереса к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитанию бережного отношения к культуре своего народа. В этом и заключается главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.

При создании мини - музея «Куклы - обереги» мною была поставлена цель и определены задачи реализации данного проекта в группе для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры наших предков посредством ознакомления с традиционной тряпичной куклой - оберегом.

Задачи:

1. Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;

2. Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, с обычаями и традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы.

3. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

4. Обогащение предметно-развивающей среды группы;

5. Через игрушку познакомить детей с историей и традициями на Руси; познакомить с особенностями народного быта;

6. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

7. Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

8. Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России;

9. Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание. Работа по созданию мини - музея проводилась мною в несколько этапов.

Первый этап был подготовительный. На данном этапе я использовала следующие формы работы по созданию мини - музея:

1. Изучение методической литературы по теме народная тряпичная кукла;

2. Подбор русских народных сказок;

3. Беседы с детьми с целью знакомства с традициями и обычаями русского народа, их образом жизни;

4. Создание тематических альбомов:

- Альбом «Народная кукла в картинах художников» - альбом знакомит детей с произведениями русских художников, которые изображали детей с народными куклами;

- Альбом «Друг за другом каждый год куклы водят хоровод» - в альбоме представлены куклы - обереги по месяцам года, каждая кукла, созданная в определенное время года, несла в себе информацию о праздниках, обычаях и традициях данного времени, являлась оберегом определенного месяца календарного года;

- Альбом «Описание кукол - оберегов» - в этом альбоме я описала каждую куклу - оберег, которую делали наши предки на каждый месяц календарного года;

5. Дидактические игры: «Подбери ткань к сезону», «Выложи узор из ниток».

6. Технологические карты по изготовлению народных тряпичных кукол - оберегов - карты помогают поэтапно изготовить тряпичную куклу - оберег своими руками.

Итогом подготовительного этапа являлось создание условий в группе для организации мини - музея.

Второй этап - основной. На данном этапе мною проводилась активная работа с родителями воспитанников по оказанию помощи в создании мини - музея в группе.

С родителями были проведены беседы, в результате которых они познакомились с историей кукол - оберегов, проведены мастер - классы по изготовлению кукол - оберегов. Вместе с родителями мы подбирали ткань и нитки для изготовления кукол - оберегов. Вся работа мною велась в соответствии с народным календарем. Дети и родители в процессе изготовления кукол знакомились с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками, календарными праздниками и с традициями русского народа. С этой целью мною были созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол в мини - музее: разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, нитки. Здесь дети могут не только совместно с воспитателем создавать кукол, но и играть с ними. На протяжении всей образовательной деятельности, дети знакомились: с историей народной куклы, с разновидностями о береговых кукол, с обычаями и традициями народа.

Результатом нашей совместной работы с детьми и родителями стал, созданный замечательный мини-музей «Куклы - обереги». В мини - музее представлены 12 кукол - оберегов, которые соответствуют 12 месяцам календарного года:

1. Кукла «Рождественский ангел». Январь.

2. Кукла «Масленица». Февраль.

3. Кукла «Веснянка». Март.

4. Кукла «Пасха». Апрель.

5. Кукла «Долюшка». Май.

6. Кукла «Кубышка – травница». Июнь.

7. Кукла «Купавка». Июль.

8. Кукла «Жница». Август.

9. Кукла «Крупеничка». Сентябрь.

10. Кукла «Десятиручка». Октябрь.

11. Кукла «Филипповка». Ноябрь.

12. Кукла «Спиридон – Солнцеворот». Декабрь.

Экспонаты музея размещены в зоне настольно - печатных игр, находятся в свободном доступе, дети могут их брать и рассматривать, использовать для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр.

3 этап – итогово - обобщающий. Наш мини-музей - это результат совместного труда воспитателя, детей и их родителей. Созданный нами мини - музей помог обогатить духовный и нравственно - патриотический мир ребенка, дети совместно с родителями получили знания об обычаях и традициях русского народа через изготовление кукол - оберегов, о народных праздниках, играх.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУПроект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ Визитная карточка проекта «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Создание мини-музея в условиях ДОУСоздание мини-музея в условиях ДОУ Хочу поделиться своим опытом создания мини – музеев в условиях ДОУ. Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ,.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание мини-музея «Куклы — обереги» как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной культуре
Опубликовано: 19 марта 2022 в 17:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД