МААМ-картинки

Специфика посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации

Мелана Аюбова
Специфика посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации

Очень долго в нашем обществе и, соответственно, в психологии из-за закрытости информации о неминуемо происходящих время от времени в нашей жизни трагических событий, официального и целенаправленного исследования психологических последствий этих явлений не проводилось. Это приводит к образованию различных типов непсихотических расстройств пограничного характера, таких как посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [3].

Публикация «Специфика посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации» размещена в разделах

В связи с тем, что ПТСР активно исследуется в зарубежной науке на протяжении более пятидесяти лет, российские исследователи по многим идеологическим причинам были вытеснены на периферию области изучения проблемы неспецифических реакций человека в экстремальных ситуациях.

В настоящее время на фоне политических изменений в нашей стране перед российскими учеными возник вопрос поиска научного и практического решения проблемы посттравматического стрессового расстройства.

В отечественной психологии была проведена целая серия работ по данной проблематике: В. В. Знаковым (1989, 1990, Н. В. Тарабриной и Е. О. Лазебной (1992, 1995, 1999, 2000, Е. М. Черепановой (1997, Л. И. Анцыферовой (1994, В. А. Бодровым (1995, 1996, Д. М. Маллаевым (2012, П. О. Омаровой (2013).

Результаты проведенного нами теоретического анализа позволили нам прийти к выводу, что большинство исследований, проведенных как за рубежом, так и в России были проведены на взрослых (особенно - об участниках войны во Вьетнаме и Афганистане, беженцев и вынужденных переселенцев из зон военных действий, ликвидации последствий техногенных катастроф). Тем не менее, проблема посттравматического стрессового расстройства у детей плохо изучена. Недостаточно представлены методы психологической и педагогической поддержки с точки зрения школьного обучения, диагностики и терапии, которые могут быть реализованы с позиции школьного психолога [4].

Исследование проводилось в г. Каспийск в 2015-2016 гг. В исследовании приняли участие 40 детей 20 детей в норме и 20 детей с ПТСР из г. Каспийска, учащихся подросткового возраста школы №2 г. Каспийска. Возраст участников - подростковый возраст, но также были дети 15 и 16 лет в группе ПТСР.

Участие приняли дети с ПТСР из семей, которые пострадали в результате теракта 9 мая 2002 года в г. Каспийске, когда во время демонстрации погибло 43 человека из них 8 учеников, ранены более 130 человек, из них 28 учеников и 2 учителей. Несмотря на то, что прошло 13 лет с момента трагедии, стресс, страх и ненависть присутствуют в этих семьях. Они живут по принципу «Никто не забыт, ничто не забыто», а 9 мая – это день памяти о погибших.

При проведении исследования были использованы следующие экспериментально-теоретические методы: ретроспективный анализ литературы, метод изучения психолого-медико-педагогической документации, метод тестирования по батарее методик (детский модифицированный вариант Миссисипской шкалы оценки посттравматических реакций М. Г. Магомедова) [1;2]; симптоматический опросник Александровича, опросник агрессивности Басса-Дарки; родительская анкета оценки травматических переживаний детей, методы статистической обработки данных.

Исследования посттравматических реакций у детей, пострадавших от террористического акта, с помощью детской версии Миссисипской шкале модифицированная версия детского М. Г. Магомедова) показало, что большинство подростков имеют высокий (67% образец) и средний (25% выборки, уровни экспрессии ПТСР. Лишь 8% детей имели низкий уровень выраженности посттравматических стрессовых реакций.

В ходе эксперимента были изучены особенно посттравматических стрессовых расстройств у детей в отдаленном этапе травматизации, чтобы определить основные направления работы школьного психолога для осуществления эффективного психолого-педагогического сопровождения указанных школьников.

По результатам диагностической работы, детей, пострадавших от военных действий и взрыва на 9 мая г. Каспийске, существуют различные виды проявления посттравматического стресса и высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, сопровождающиеся страхов на основе их собственный опыт детей и связанные с экстремальной ситуацией, они испытали, а также увеличением уровня агрессии и враждебности.

Существенным результатом является выявление специфики ПТСР в детстве (с симптоматическим анкетного Александровича, которая выражается в следующих симптомах: «страхи, фобии», «беспокойство и стресс», «нарушения сна», «психастенические нарушения», «трудности в трудности в социальных контактах», «соматические нарушения».

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что методика психокоррекционного воздействия должна быть сконцентрирована на следующих аспектах: коррекция эмоционального самочувствия ребенка; коррекция страхов; снижение уровня возбудимости и агрессии; обучение методам саморегуляции (управления своим эмоциональным состоянием); развитие адаптивности подростков через позитивные формы взаимодействия; повышение уровня социокультурной компетентности подростка, расширение сферы позитивных контактов; работа с семьей ребенка.

Литература

1. Магомедов М. Г. Психолого-педагогическая поддержка детей, оказавшихся в зоне вооруженного конфликта [текст] М. Г. Магомедов// Педагогика №7. – 2007 - С. 119-121.

2. Магомедов М. Г. Теоретические аспекты исследования посттравматических стрессовых расстройств [текст] П. О. Омарова, М. Г. Магомедов //Ж. «Современные гуманитарные исследования» - М. : Спутник+, 2008. - №1.

3. Маллаев Д. М., Бажукова О. А. Повышение адаптационных возможностей как фактор психологической безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме//Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психология безопасности, психологическая безопасность личности: человек и общество». – М. : МГУ, 2014.- С. 87-93

4. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - Спб. : Питер, 2011. – 272 с.

Публикации по теме:

Презентация «Специфика музыкального воспитания детей с задержкой психического развития» Доклад музыкального руководителя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176» Заводского района г. Саратова «Специфика музыкального воспитания.

Профилактика и коррекция расстройств эмоциональной сферы дошкольника ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА. Эмоциональная сфера у дошкольников имеет свои особенности. Дошкольники,.

Организации работы с родителями в рамках ранней помощи на этапе адаптации детей к условиям ДОУ Организации работы с родителями в рамках ранней помощи на этапе адаптации детей к условиям ДОУ. Как известно, адаптация –это процесс привыкания.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе» Выступление логопеда Родительское собрание № 1. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении.

Родительское собрание на тему «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе» Родительское собрание Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Время.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе» Выступление логопеда Родительское собрание № 1. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении.

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоление стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии План Выявление стадии профессионального выгорания у коллег-педагогов. Проведение специальных упражнений по арт-терапии в рабочем коллективе.

Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании детей с нарушениями интеллекта Музыка в школе – одно из средств эстетического воспитания и образования учащихся, с помощью которого формируются и развиваются музыкальные.

Специфика обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности В настоящее время психоречевые нарушения среди детей дошкольного возраста носят достаточно распространенный характер. Но родители за частую.

Специфика трудовой деятельности дошкольников Специфика трудовой деятельности дошкольников. Цель, задачи, содержание, методическое обеспечение работы воспитателя по разностороннему.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Специфика посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации
Опубликовано: 21 октября 2019 в 21:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД