Приложение МААМ

Спортивное ориентирование в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников

ольга шнуренко
Спортивное ориентирование в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.

Одним из таких средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование.

Публикация «Спортивное ориентирование в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников» размещена в разделах

С. Ф. Богатов (1967, О. Г. Крюков (1972) отмечают, что в процессе за-нятий ориентированием значительно развиваются и совершенствуются такие качества, как выносливость, сила, настойчивость, уверенность в своих силах, умение быстро и сноровисто преодолевать препятствия.

При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спор-тивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.

Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространственных представлений. Так Г. Скорынина (1999) отмечает, что умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека, что является условием для успешного познания и активного преобразования действительности.

Необходимо отметить, что спортивное ориентирование может стать эффективным средством оздоровления детей и развития у них инте-гративных качеств. Уникальность данного средства заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. А также он доступен каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Спортивное ориентирование – это вид спорта, в котором участники, при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП, расположенные на местности. Основная задача – выбрать оптимальный путь движения, эффективно реализовать его – максимально точно и с наименьшими затратами времени.

Существуют следующие основные виды спортивного ориентирования :

ориентирование в заданном направлении «ЗН» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. В момент старта (в отдельных случаях за 1 минуту до старта) участник получает карту, на которой обозначена последовательность прохождения контрольного пункта. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции;

ориентирование по выбору «ВО» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке;

ориентирование на маркированной трассе «МТ» заключается в том, что участнику предоставляется карта с обозначенным на ней местом старта. Следуя по маркированной трассе, участник вносит в карту расположение контрольного пункта, которые встречает по пути.

Как отмечает Завьялова Т. Г. (2001) в дошкольном учреждении используется все виды ориентирования. В основном это проходит в форме игры по станциям. Инструктор по физической культуре заранее разрабатывает маршруты, готовит карты прохождения маршрутов. Вместе с персоналом дошкольного учреждения устанавливает контрольные пункты, знакомит с правилами проведения ори-ентирования. Перед стартом каждая команда получает карту местности, с обозначенными на ней местом старта и контрольными пунктами. Каждый контрольный пункт – это станция, которая имеет свое название, тему. Например «В гостях у лесовика», «служба спасения МЧС». За каждым контрольным пунктом назначают ответственного, который в образе какого-нибудь героя сказок, муль-тфильмов, сотрудника спецслужбы встречает детей, и предлагает участникам ответить на вопрос или выполнить задание, а также регулирует прохождение контрольного пункта, чтобы команды не встречались на маршруте. Задания и темы на станциях могут быть разными: отгадывание загадок по правилам поведения в природе, собрать в рюкзак предметы для похода, помочь собрать белочке шишки и сосчитать их и т. д.

Ориентирование по выбору проходит с привлечением родителей. Проведение таких соревнований решают следующие задачи: ознакомить и заинтересовать данным видом спорта, способствовать эмоциональному сближению детско-родительских отношений, поэтому нужно следить за простотой постановки контрольных пунктов, так как их нахождение не должно вызвать трудностей у участников соревнований. Например, организаторы придумывают слово - шифр – небольшое и удобное для словообразования (например, «дружба», «счастье»). После этого необходимо подготовить контрольные пункты. Их должно быть столько же, сколько, букв в слове. Затем организаторы устанавливают контрольные пункты, которые потом наносятся на карту для ориентирования. На карту также наносятся места старта и финиша. При подготовке соревнований дети принимают посильное участие: готовят атрибуты, помогают их убирать. Командам заранее разъясняются правила прохождения маршрута, знакомят с картой. За 2 минуты до старта участники на линии предварительного старта проходят регистрацию. За 1 минуту до старта судья-стартер записывает в карточку время старта для стартующей семьи, и по команде "Старт" та выбегает на дистанцию. Выигрывает та семья, которая быстрее всех преодолеет предложенную дистанцию и составит зашифрованное слово.

Ориентировании по маркированной трассе более сложный вариант, где участникам предоставляется карта без обозначенных контрольных пунктов. Следуя по маркированной трассе, участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф, если есть ошибки. Штрафом могут быть выполнение какого-нибудь задания (отгадывание загадки, объяснить пословицу и т. д.). Проходя маршрут, ребенок преодолевает полосу препятствий, например, пройди через болото (прыжки из обруча в обруч, пройди через лес (бег между предметами, перейди речку (ходьба по бревну или гимнастической скамейке) и т. д. Такой вид ориентирования используют те дошкольные учреждения, которые ведут углубленную работу по туризму и краеведению.

В основе системы физкультурно-оздоровительной работы с элементами туризма лежат рекомендации Н. И. Бочаровой (2004, в которых заложен принцип цикличности. Построение циклов базируется на особенностях туристской деятельности, которая включает три непрерывных взаимосвязанных этапа: подготовку, проведение и подведение ее итогов. Основу каждого цикла составляют "выходы" детей, как в природную, так и в социальную сферу. Повторное обращение в разных циклах к одним и тем же социальным объектам с постепенным усложнением двигательного и познавательного учебного материала позволяет углублять знания об окружающем мире и совершенствовать двигательные умения и навыки ребенка. Подведение итогов проводится в форме туристского слета дошкольников. Туристические слеты способствуют формированию детского коллектива детей, важнейшим нравственным качествам, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность.

Обучение ориентированию происходит в физкультурно-оздоровительной работе конкретного дошкольного учреждения в соответствие с программными требованиями поэтапно:

в групповом помещении;

в здании детского сада;

на территории учреждения;

районные туристические слеты.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется при комплексном подходе к ребенку со стороны всех служб учреждения и участников педагогического процесса: администрации, медицинский персонал, воспитатели, специалисты, родители.

В обучении ориентированию дошкольников используют следующие средства туризма:

физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пеше-ходных и лыжных прогулках;

специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;

подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;

доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т. п.).

Практический опыт педагогов отмечает ряд особенностей в организации проведения туристических слетов:

наличие безопасного участка, доступности и сложности прохождения маршрута,

достаточный уровень материально-технического оснащения, для создания мотивации и повышения интереса прохождения трассы;

учет погодных условий;

предоставление помещений для отдыха и переодевания детей;

разработку сценария проведения туристического слета в зале и на улице, на плохую (пасмурную) и хорошую погоду;

наличие предварительной работы с сотрудниками детского сада по изготовлению инвентаря, с социальными партнерами по организации наградной атрибутики и подарков, украшения территории.

Таким образом, применение элементов спортивного ориентирования в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной, а интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольника интерес к занятиям с элементами спортивного ориентирования и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Список литературы

1. Акимов В. Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. – Минск. : изд-во БГУ, 1987.-176с.

2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. – Спб: Питер, 2002.

3. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М. : АРКТИ, 2004.-116 с. (Развитие и воспитание до-школьника).

4. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм : проблемы, поиски, режимы. // Физическая культура №2 – 2001г. – Режим доступа: https://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N2/p4550.htm#Page_Toр

5. Никоненко Ю. М. Экологическое развитие детей дошкольного возраста средствами ориентирования на местности // Фундаментальные исследования. – 2008. - №8.- С. 91-92

6. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. N 6 - 1999, С 61-64.

7. Соловьева Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и оздоровления дошкольников // Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. – СПб. : Балтик-пресс, 2012. С 138-145.

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников» Целый год наша творческая группа работала над темой "Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья.

Умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю жизньУмение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю жизнь Любой, самый обычный ребенок, одержим жаждой движения. Его очень трудно заставить усидеть на месте, ему все интересно, он многое хочет узнать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Спортивное ориентирование в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников
Опубликовано: 25 апреля 2013 в 22:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Спортивное ориентирование в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем ольга шнуренко (УИ 84783) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД