Получи документы

Способы толкования лексического значения слова

Марина Король
Способы толкования лексического значения слова
▼ Скачать + Заказать документы

1. Производный. Если слово-производное имеет словообразовательную структуру, то оно может толковаться через производящую единицу с учетом значения форманта (словообразующего средства).

Правило Винокура. Каменистый = сущ. камень + суф. ИСТ (значение интенсивности, много) = состоящий из множества камней.

Преподаватель = осн. глаг. преподавать + суф. ТЕЛЬ (значение лица) = тот, кто преподает.

Краснеть = осн. прил. красный + суф. Е (значение становления) = становиться красным.

Публикация «Способы толкования лексического значения слова» размещена в разделах

Заговорить = глаг. говорить + прист. ЗА (значение начинания) = начать говорить.

Примечания:1) Отглагольные существительные с суффиксами ниj (е, ениj (е, аниj (е, тиj (е, к (а, ациj (а, с нулевым суффиксом,толкуются как абстрактные (отвлеченные действия по производящему глаголу.

Пример: Горение = гореть + суф. ениj (е) = абстрактное действие по глаголу гореть.

Рубка = рубить + суф. к (а) = отвлеченное действие по глаголу рубить.

Бег = бежать + нулевой суф. = отвлеченное действие по глаголу бежать

2)Существительные, образованные от прилагательных с помощью суффиксов ость, изн (а, от (а, ев (а, толкуются как абстрактные признаки по производящему прилагательному

Пример: Яркость = яркий + суф. ость = абстрактный признак по прилагательному яркий

Крутизна = крутой +суф. изн (а) = абстрактный признак по прилагательному крутой

3)Относительные прилагательные с суффиксами н, ов, ск, j, толкуются как относящиеся к тому, что названо производящим существительным

Пример:Школьный = школа + суф. н = относящийся к школе

Русский = Россия + суф. ск = относящийся к России

2. Слова с непроизводной основой могут толковаться через синонимы (признаковые слова – наречия, прилагательные, глаголы)

Пример:Рыхлый – неплотный, рассыпчатый, пористый

Невзначай – неожиданно, случайно, непреднамеренно

Накипеть – накопиться

3. Непроизводные слова, не имеющие синонимов, могут толковаться описательным (энциклопедическим) способом. Дефиниция предполагает толкование значения через родовидовые признаки понятия (родовой и дифференциальный).

Пример:Тигр – хищное млекопитающее семейства кошачьих, очень крупного размера, с полосатой шкурой.

* В этом случае имеет место проблема количества признаков, достаточных для определения понятия.

Способы толкования лексического значения слова

Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения : синонимический, перечислительный, описательный, отрицательный, отсылочный.

Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих ЛЗ слова : например, дискуссия - спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише - рисунок, чертеж на бумаге.

Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которым называет данное слово : морфема - приставка, корень, суффикс.

Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например, апологет - тот, кто выступает с предвзятой защитой; наперерез - так, чтобы пересечь чей-либо путь.

Отрицательный - путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье - отсутствие культуры. Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами «отрицание, отсутствие, лишенный».

Отсылочная дефиниция характерна для производных слов, так как содержит указание на мотивирующее слово : древность - см. древний; красавчик - ласк. к красавец.

Чтобы полнее раскрыть оттенки значения, составители прибегают к совокупности способов.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Моя Родина Казахстан. Часть 1. Кандыагаш — маленькая точка большого значенияМоя Родина Казахстан. Часть 1. Кандыагаш — маленькая точка большого значения Многие люди уезжают с мест в которых они родились, я не исключение. Я давно живу в России, в городе Липецке, и этот город стал для меня.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Способы толкования лексического значения слова
Опубликовано: 19 января 2023 в 14:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Способы толкования лексического значения слова» (включая файлы) размещена пользователем Марина Король (УИ 2847812) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД