Ирина Зенкина
Справка по результатам мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
СПРАВКА
по результатам мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Алёнушка» с. Енотаевка МО Енотаевсий район» на начало 2012 – 2013 учебного года.
Цель: определить степень освоения ребенком примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2012 г. и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Публикация «Справка по результатам мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Мониторинг
- Основная образовательная программа ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения ребенка.
Субъект мониторинга - дети дошкольного возраста
Мониторинг проводился воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре с оказанием помощи заведующей, старшим воспитателем и старшей медсестрой.
Объект Содержание (по образовательной программе)
Форма (метод/методика) Периодичность Сроки Ответственный
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость) методика определения физических качеств и навыков 2 раза в год Сентябрь, май Физ. воспитатель, медсестра
потребность в двигательной активности наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель, физ. воспитатель
выполнение доступных возрасту гигиенических процедур наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель, физ. воспитатель
соблюдение элементарных правил здорового образа жизни наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель, физ. воспитатель
Любознательный, активный интересуется новым, неизвестным в окружающем мире наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
задает вопросы взрослому, любит экспериментировать наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Создание проблемной ситуации 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
Эмоционально отзывчивый откликается на эмоции близких людей и друзей наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. наблюдение, беседа 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. адекватно использует вербальные и невербальные средства общения наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) Диагностическая методика в соответствии с реализуемой программой 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; наблюдение, создание проблемных ситуаций 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо" наблюдение, создание проблемных ситуаций 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); наблюдение, создание проблемных ситуаций 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим наблюдение, создание проблемных ситуаций 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). наблюдение, создание проблемных ситуаций 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
наблюдение, создание проблемных ситуаций, анализ детских работ 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; беседа 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
имеет представление о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; беседа 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; беседа 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
имеет представление о мире; беседа 2 раза в год Сентябрь, май воспитатель,
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
умение работать по правилу
умение работать по образцу
умение слушать взрослого
умение выполнять инструкции взрослого Наблюдение, беседа, экспериментальные процедуры 2 раза в год Сентябрь, май Психолог, воспитатель
Периодичность и сроки проведения мониторинга
Проводится 2 раза в год (начало и конец учебного года).
Длительность проведения: 2 недели
Оценивается уровень развития девяти интегративных качеств, и используются общепринятые критерии развития детей каждого возраста.
Таблицы составлены по промежуточным результатам освоения Программы и развития девяти интегративных качеств. В них даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка, относящиеся к каждому интегративному качеству.
В зависимости от того, насколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка она оценивается количественно. Оценка проводится по пятибалльной системе по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в развитии». Полученная сумма баллов за каждое интегративное качество переводится в уровневый показатель, который позволяет определить, какому уровню низкому, среднему или высокому соответствует его развитие у конкретного ребенка на данном возрастном этапе.
Это позволяет сравнить уровни развития интегративных качеств между собой.
Таблицы мониторинга заполняются дважды в год — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительной диагностики.
Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Наличие математической обработки результатов мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов освоения каждым ребенком общеобразовательной программы дошкольного образования.
Уровень формирования интегративных качеств на начало учебного года составил:
Интегративное качество
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Во всех группах отмечается достаточно высокий уровень в овладении основными культурно-гигиеническими навыками, выполнении доступных гигиенических процедур, сформированности основных движений и потребности в двигательной активности.
Однако, несмотря на проводимую работу по формированию представлений о здоровом образе жизни и соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, данные разделы остались наиболее проблемные. Причина: не достаточно разработана система комплексно-тематического планирования образовательной области «Здоровье».
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Сформированность данного качества по сравнению с другими качествами недостаточно высока. Наибольшие проблемы выявлены по развитию у дошкольников познавательных интересов, экспериментирования. Причина: малая активность детей в данной деятельности в связи с трудностями в общении, задержкой в речевом развитии.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Во всех группах у воспитанников в основном средний уровень представлений об эмоциональных состояниях, сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов, дети эмоционально реагируют на произведения искусства.
Во всех группах необходимо продолжить формирование эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении, положительному отклику на эмоции близких и друзей. Причина: недостаточная взаимосвязь в работе с родителями (законными представителями, пассивность родителей к процессу обучения.
Интегративное качество
«Овладевший способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Уровень сформированности данного качества в основном средний : воспитанники используют вербальные и невербальные средства общения, владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Однако во всех группах, формирование культуры общения и владение диалогической речью остается на недостаточно высоком уровне. Причина: не систематизирована работа с родителями по данному направлению, задержка в речевом развитии детей.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением»
Во всех группах в основном средний уровень воспитанников в соблюдении правил поведения на улице, в общественных местах.
Во всех группах необходимо уделить больше внимания соблюдению элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения. Причина: пропуски детского сада детьми.
Интегративное качество
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»
В основном у воспитанников средний уровень реализации замысла в рисовании, конструировании и речевом творчестве.
С детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделить больше внимания развитию способностей преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации и развитию проблемности как качества ума. Причина: отсутствие занятий с детьми дома, пассивность родителей к процессу обучения, слабое внимание детей.
Интегративное качество
«Имеющий первичные представления (общая осведомленность)»
На среднем уровне представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе у детей 2 младшей, средней, старшей группах. Однако у детей подготовительной группы уровень сформированности элементарных представлений находится на низком уровне. Причина: отсутствие закрепления полученных знаний в домашних условиях, пропуски детского сада детьми.
Интегративное качество
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
У воспитанников 2 младшей и средней групп универсальные предпосылки учебной деятельности находятся на достаточно высоком уровне. Однако большинство детей старшей и подготовительной групп испытывают затруднения в работе по правилу и образцу, выполнении словесных инструкций. Причины: пропуски детского сада детьми, слабое внимание.
Интегративное качество
«Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»
У всех воспитанников достаточно высокий уровень сформированности данного качества на начало учебного года. Дети владеют необходимыми умениями и навыками деятельности. Причины частично низкой результативности в формировании данного качества слабое развитие мелкой моторики рук, отсутствие закрепления полученных навыков в домашних условиях.
Уровни интегративных показателей качества освоения основной общеобразовательной программы во всех группах достаточно стабильны. Наилучшие показатели во 2 младшей и средней группах. Наиболее низкие показатели в старшей группе, что связано с частой сменой педагогов, работающих на группе и большим количеством пропусков детского сада детьми. И в подготовительной группе, где у воспитателя педагогический стаж 32 года, у неё сложился определенный стиль деятельности, ей значительно труднее принимать новые требования, переходить на новые подходы в мониторинге.
Анализ сформированности интегративных качеств позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:
наивысшие показатели сформированности интегративных качеств «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности».
несколько ниже: «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Любознательный, активный», «Овладевший способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
наиболее низкие: «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи», «Имеющий первичные представления (общая осведомленность)», «Способный управлять своим поведением».
Не высокий уровень развития качеств свидетельствует о среднем уровне эффективности образовательной работы (методов, форм, средств, которыми мы пользуемся при организации работы с конкретным дошкольником.
С детьми, у которых низкий уровень развития интегративных качеств, нам необходимо организовать деятельность с учетом их индивидуальных особенностей, которые нужно более углубленно изучить.
Мониторинг детского развития
Дата проведения: октябрь 2012 г.
№ группы Физически развитый, овладевший основными к-г навыками Любознательный, активный Эмоционально
отзывчивый Овладевший
средствами
общения и способами
взаимодействия
со взрослыми
и сверстниками Способный управлять своим поведением Способный решать интеллектуальные и личностные задачи Имеющий первичные представления Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности
В С Низ. Низш. В С Низ. Низш. В С Низ. Низш. В С Низ. Низш. В С Низ. Низш. В С Низ. Низш. В С Низ. Низш. В С Низ. Низш. В С Низ. Низш.
Гр. №1 - 80% 20% - - 95% 5% - - 100% - - 10% 90% - - - 65% 35% - - 35% 65% - - 40% 60% - - 50% 50% - - 80% 20% -
Гр. №2 35% 27% 38% - 15% 38% 47% - 15% 58% 27% - 43% 35% 11% 11% 23% 50% 27% - - 68% 32% - - 50% 50% - 20% 69% 11% - 16% 68% 16% -
Гр. №3 8% 88% 4% - 4% 96% - - - 100% - - 4% 96% - - - 100% - - - 16% 84% - - 60% 40% - - 100% - - - 100% - -
Гр. №4 - 95% 5% - - 20% 75% 5% - 30% 65% 5% - 45% 50% 5% - 20% 75% 5% - 15% 80% 5% 5% 70% 20% 5% - 45% 50% 5% 5% 75% 20% -
Гр. №5 - 88% 12% - - - 100% - - 12% 76% 12% - 28% 57% 15% - 7% 86% 7% - 7% 86% 7% - 7% 81% 12% - 7% 79% 14% - 76% 24% -
Итоговый результат 8% 76% 22% - 4% 50% 45% 1% 3% 60% 33% 4% 11% 59% 24% 6% 5% 48% 45% 2% - 28% 70% 2% 1% 45% 50% 4% 4% 54% 38% 4% 4% 80% 16% -
Средний показатель качества освоения программы – 60 %