Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Ирина Ведерина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж.

Задачи.

1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

2. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

3. Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

Ход НОД.

1. Мотивационно-побудительный этап.

Фонетическая разминка.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]“» размещена в разделах

(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).

Тренировочное упражнение на различение звуков /З/ - /Ж/.

- Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/, то звук /З/, а вы будете выполнять соответствующие движения:

- на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;

- на звук /Ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).

(Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание).

2. Организационно-поисковый этап.

Игра «Поймай звук в слове»

- А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки /З/ или /Ж/, слушайте внимательно и называйте, какой звук - /З/ или /Ж/ - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)

Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.

Игра "Хлопни или топни". (Проводится на ковре).

- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук Ж :

Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют) :

Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

- Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют) :

Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

Чистоговорки:

ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.

ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом.

Физкультминутка

Ежик топал по тропинке

И грибочки нес на спинке

(ходьба на месте).

Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша

(ладошками шуршим).

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чем-то, ловко

Раздобыл косой морковку

(прыжки на месте).

Игра "Доскажи словечко"

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это?. (Зайка.)

Я сижу едва не плача,

Очень трудная. (задача).

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла. (зима).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю ….(зарядку!

В речке проживает щука

А зовут ее все (злюка).

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко).

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель(ёжик).

Игровое задание

- Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звука. Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза : со звуком /Ж/ - жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда».

со звуком /З/ - звезда, земля, зигзаг, зубило, зазубрина, зоб, заказ, заноза, роза.

- Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?

- Какое слово понравилось произносить?

Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка» :

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Чиж!

- Видел ли кто-нибудь чижа?

- Как вы думаете, почему эту птичку ласково называют чиженька? («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

- Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)

Определение звука в слове.

На столах у детей - решетки с крупными ячейками, для слогов (см. Приложение). Дети делят слова на слоги и определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Слова для звукового анализа : журнал, лыжник, виражи, чиж, чижик, уж; зима, мороз, козлик, арбуз, дизель, замок.

Заучивание стихотворение С. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

3. Рефлексивно-коррегирующий этап.

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?

Приложение: решетки для слогов.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи» Цель: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И», «О», «У». Задачи: Образовательные: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И»,.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе «Звуковая культура речи. Звуки [Л]-[Л’]»Конспект комплексного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе «Звуковая культура речи. Звуки [Л]-[Л’]» Цель: Формирование звуковой культуры речи. Задачи: Обучающие: Упражнять детей в четком произнесении звука «л - ль» (в слогах, словах);.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш» Цель: - Формирование.

Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи Тема: Звуковая культура речи. Работа.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ж]» Звуковая культура речи: звук ж Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи «Звук [Ц]» Речевое развитие Звуковая культура речи: звук "ц". Цели и задачи: Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи : воспитывать чувства ответственности,.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада «Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]» Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к ; упражнять.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Занятие по развитию речи во второй младшей группе: «Звуковая культура речи. Звук И» Тема: «Звуковая культура речи. Звук И» Цель: Упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Опубликовано: 24 января 2018 в 14:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ведерина (УИ 728513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД