МААМ-картинки

Статья для педагогов о приобщении детей к истокам русского народного творчества

ольга хлебникова
Статья для педагогов о приобщении детей к истокам русского народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Вешняя, бодрая, Вечная, добрая, Трактором вспахана, Счастьем засеяна — Вся на глазах она С юга до севера! Родина милая, Родина русая, Мирная-мирная Русская-русская…

В. Семернин

Публикация «Статья для педагогов о приобщении детей к истокам русского народного творчества» размещена в разделах

Каждый человек родился в определенном месте, которое называет Родиной. Человек без родины – это человек без прошлого, настоящего и будущего. Поэтому важно, чтобы дети росли и созерцали достояние своей страны и своего народа. В связи с научно-технической революцией в мире стали забываться многие вещи и детали формировавшие культуру нашей страны.

Что такое культура? КУЛЬТУРА — (от латинского cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

У любого народа есть определенные культурные традиции. Традиционность — важное качество народной культуры во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.

Народная культура - это уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык.

И только человек наполненный этими знаниями может быть горд за свою родину. Только тогда, когда есть ценность своей страну как нечто неделимое и вечное. Только тогда может быть взаимоотдача.

Конечно с появлением научно-технической революции все культурное наследие стало понемногу исчезать и испаряться. У народа притупляется чувство патриотизма, он не ценит памятники искусства. Человек в культурном плане деградирует.

И именно по этому последнее десятилетие в стране проводится политика направленная на восстановление нравственно-патриотическое развитие. И наиболее сензитивный возраст - это дошкольный период. В связи с этим в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования в воспитании детей. Появилось несколько новых программ (например, «Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки», которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновлённое содержание – методическое обеспечение.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Так чтотакое патриотизм и кто такой патриот?

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, не всё к этому сводится.

Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, т. к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачёв)

Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемленной частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращаются национальная память, и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако, разработанные программы воспитания и обучения детей в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, качалкам, игрушкам-забаве и др., малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской., филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, вопристию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком общно. При этом, совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях.

Поэтому приоритетные направления в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры! Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Необходимо использовать в повседневной работе педагогов

1. Все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками. Загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевностью детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

2. Знакомство детей с народными праздниками и традициями. Так как в них накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

3. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель – приобщение детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребёнка. Как основы его любви к Родине.

Литература:

1. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Метод пособие. СПб, 2004.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.

Публикации по теме:

«Хвала рукам, что пахнут хлебом» «Хвала рукам, что пахнут хлебом!» Тематический концерт. старше-подготовительная к школе группа Зал празднично украшен. На центральной.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья для педагогов о приобщении детей к истокам русского народного творчества
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 16:51
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья для педагогов о приобщении детей к истокам русского народного творчества» (включая файлы) размещена пользователем ольга хлебникова (УИ 164614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД