Приложение МААМ

Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Светлана Суворова
Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С. Д Суворова

ГБДОУ детский сад №70 Приморского района

г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста,автор делает попытку рассмотреть взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

Ключевые слова : Воспитание духовной личности возможно только,совместными усилиями семьи,образовательного учреждения и государства.

Публикация «Статья „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Главной целью моей работы,является создание условий,для приобщения родителей и детей к духовно-нравственным ценностям,а также воспитание готовности следовать им.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка, возник у меня,когда я стала мамой, но,когда я стала бабушкой трёх внуков,я поняла,что более важным развивать в детях интерес к миру взрослых, это формировать у них представление о принадлежности к человеческому роду,а так же воспитывать уверенность к себе,уметь анализировать поступки,чувства,мысли, научить их бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Дошкольное детство-важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям,ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности. В нашей группе детского сада существует три обязательных правила:

- нельзя ломать и портить результаты труда других;

- нельзя без разрешения брать чужие личные вещи;

- нельзя бить и обижать друг,друга;

В моей работе с детьми я использую 4 направления:

1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые и строительные игры).

3. Культурно-познавательное (концерты, участие в театральных встречах,просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории,труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).

(см. Приложение№1)

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Н. И. Пирогов

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают мне,что самым слабым,местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно,что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм,моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать,что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Одна из проблем современного образования состоит в том,что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей,живших в прошлом,не знают, как люди решали свои проблемы,что стало с теми,кто против высших ценностей, и с теми,кто смог изменить свою жизнь,подавая нам яркий пример.

Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В своей работе,для духовно-нравственного развития, я использую следующие методы: наглядный, словесный, практический:

Наглядный метод используется во время:

- чтения рассказов;

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- прогулок и наблюдений;

- диафильмов 3D (прекрасное рядом) : «Виды Санкт-Петербурга и его пригороды»;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

- чтения литературных произведений ;

- бесед с элементами диалога, а также ответы на вопросы;

- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования и конструирование;

Практический метод используется, когда необходимо

организовывать продуктивную деятельность;

- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

- оформить гербарий по теме «Золотая осень» ;

- организовать театрализованные праздники 2013-2014г. г по темам:

«Золотая осень», «Новый год» и других праздников с участием детей и родителей.

- изготовить с детьми наглядные пособия для проведения праздников.

(см. Приложение№2)

Теории на которых я основываю свою педагогическую работу: «Всё новое-это хорошо забытое старое»,являются идеи Фридриха Фребеля(1782-1852)-немецкого педагога,теоретика дошкольного воспитания. Фребель,был одним из первых,кто ратовал за раннее развитие ребёнка,которое сейчас, как никогда актуально и современно.

Духовному развитию человека в дошкольном возрасте,по Фребелю, лучше всего способствует опять же игровая деятельность,которая является не пустой забавой,а имеет высокий смысл и глубокое значение. Поэтому он, обращаясь к родителям,призывал заботиться, об игре и развивать её .Фребель широко использовал игру и как одно из средств нравственного воспитания,полагая,что в коллективных и индивидуальных играх,подражая взрослым,ребёнок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения,тренирует свою волю.

Обучать детей рисования карандашами и красками,пению,лепе из пластилина и песка,проводить «строительные игры» из кубиков и веток.

Свою внутреннюю сущность ребёнок раскрывает не только через труд и игру,но и посредством звуков,красок и форм.

Каждый ребёнок познаёт себя в творчестве.

Помнить,что именно в первые годы жизни приобретается наибольшее количество познаний,закладывается основа всей духовной жизни.

Я как педагог считаю,что в детском саду следует воспитывать детей,вовлекая их в различную деятельность,развивать их тело,упражнять внешние чувства,знакомить с людьми,природой; в играх,веселье и невинных забавах готовить их к школе помогая им развиваться. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с физического развития. Для физического развития можно использовать разнообразные виды деятельности: игры,ритмические движения, конструирование, несложные сельскохозяйственные работы с родителями на участке и прогулки.

Как можно больше время проводить с ребёнком на природе,учить общению с природой.

Близость детей к природе- одна из замечательных педагогических идей первой половины ХIХ в. - принадлежит Фридриху Фребелю, впоследствии её успешно воплотил и развил выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский.

Детство — важнейший период человеческой жизни

не подготовка к будущей жизни,а настоящая,

яркая,самобытная, неповторимая жизнь.

И от того,как прошло детство,кто вел ребёнка за руку в

детские годы,что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира- от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А Сухомлинский

Можно бесконечно сетовать на низкий уровень духовного здоровья нашего общества, наших детей, но если педагогам и родителям действительно важно, насколько нравственно и духовно приближены их воспитанники к образу настоящего патриота и гражданина, он будет работать в этом направлении, опираясь на позитивный воспитательный и педагогический опыт.

Литература

1. «Лучшие методики воспитания». Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород 2011. Б. Спок, М. Монтессори,Г. Доман,Б. Л Никитины.

2. «Ваш ребёнок от рождения до трёх лет».АСТ-Астрель Москва 2001. Кристен Зоннтаг, Ксения Френкель.

3. «Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Пилюгина Н. А 2011 (электронный ресурс).

Я очень благодарна судьбе, мужу, детям и внукам.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 января 2014 в 16:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Суворова (УИ 126089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД