Ким Елена Александровна
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор статьи: Ким Елена Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ МО Д/С № 202
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель: Привлечение внимания к проблеме формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
На протяжении веков люди стремились не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью.
Следовательно, особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей, поскольку именно они «бедующее» страны. Поэтому формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства и Государственной Думы.
Возложенные на педагогов задачи заботы о здоровье детей оправданы поскольку, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, которые находятся под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в дошкольном учреждении, под «присмотром» воспитателей, дети проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровый образ жизни» – это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Таким образом, понятие «здоровый образ жизни» применительно к детям дошкольного возраста, это сущность образа жизни ребенка, а не просто сумма усвоенных знаний, это стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Просмотрев научную литературу и ресурсы интернета, я определила некоторые базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся: рациональное и здоровое питание, физическая активность, общая гигиена организма, закаливание, суточный режим, охрана и сохранение зрения.
Рациональное и сбалансированное питание должно обеспечивать ребенка энергией и веществами, которые помогают нормальному функционированию организма, за этим должны следить родители и дошкольные учреждения. Здоровое питание войдет в привычку ребенка и поможет поддержанию здорового образа жизни.
Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Для этого нужно как можно больше давать детям двигаться, поддерживая интерес к движениям игровыми действиями. Проводить различные соревнования, эстафеты, подвижные игры, зарядки, физкультминутки, а также давать возможность игр в физкультурном уголке, с различными стандартными и нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.
Общая гигиена организма должна быть заложена с формирования КГН, так как проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для ребенка, так как на грязной коже могут иметься вредные для его здоровья микроорганизмы.
Закаливание (сейчас это понятие истолковывают более широко) — закаливание означает “укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что ребенок делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни.
В суточный режим входя: организация и распределение в течение суток всех видов деятельности и их длительность, отдых и приемы пищи. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
Самой актуальной темой в здоровье сбережения является - охрана зрения.
Сейчас век электронных гаджетов и интернета и дети с огромным удовольствием и желанием успешно и легко осваивают все новые и новые гаджеты. Но наряду со всеми плюсами использования информационных технологий многие задаются вопросом насколько безопасно использование компьютерных технологий, и какие негативные последствия могут быть. На этот вопрос совершенно точно можно ответить, во всем должна быть мера и контроль за информацией которая предназначена для детей. При бесконтрольном использовании ИКТ могут возникнуть следующие проблемы: портится зрение (синдром сухого глаза); не развиваются в должной мере коммуникационные навыки у детей (мало общаются со сверстниками, а много сидят с гаджетами); дети не ценят время, легко расходуют его на игры, а не полезные дела, обучение, развитие, и т. д. ; может возникнуть зависимость от использования гаджетов.
Для внедрения ЗОЖ среди дошкольников необходимо :
Начать с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.). Овладеваем оздоровительными системами и технологиями; приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений, психогимнастики и т. п.).
Работа с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы). Проводим практические семинары; семейные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»; дни открытых дверей и другие мероприятия.
Организация здоровьесберегающего пространства : создание экологической и психологической комфортности образовательной среды; создание игровой и предметно-развивающей среды; обеспечение безопасности жизни детей; обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.
Основными необходимыми педагогическими условиями в формировании представлений о здоровом образе жизни являются основные принципы дидактики: наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях; учет особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста; использование наглядности; систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к обучению; вариативность применения программ дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих заинтересованность в познании здорового образа жизни; гуманизация и демократизация образовательного процесса; научность и доступность даваемых знаний; к детям должен применяться воспитывающий характер обучения; должна соблюдаться постепенность в усложнении задач.
В решении поставленной цели нужно использовать разнообразные сюрпризные моменты, варьировать приёмы; воспитателю необходимо следить за своей речью: она должна быть точной и лаконичной.
Здоровый образ жизни ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний в области здоровьясбережения, а приобретенные дошкольником знания станут надежной опорой в сохранении здоровья. Благодаря совместным усилиям, дошкольных учреждений, семьи, общества, подрастающее поколение должно укрепиться в мысли о том, что именно оно ответственно за свое собственное здоровье и должно рассматривать его как высшую ценность.
Список использованной литературы:
1. Журнал» «Дошкольное воспитание»
2. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г.
3. Нищева Н. В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам. – Санкт-Петербург, 2006.
4. Н. И. Крылов. Здоровье—сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
5. Т. М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Т,Ц. Сфера, 2007г.
6. М. Полякова. Особенности организации предметно—пространственной среды Дошкольное образование. 2006г.
7. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
8. Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре» 2010г.
9. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
10. И. М. Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Серия: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез
Список ресурсов интернета:
1. https://bookz.ru/
2. https://dohcolonoc.ru/
3. https://pedlib.ru/
4. https://mybook.ru/
5. https://nsportal.ru/