Лучший педагог года

Консультация для родителей «Гиперактивные дети дошкольного возраста»

Елена Гончарова
Консультация для родителей «Гиперактивные дети дошкольного возраста»

В современном мире, все чаще наблюдаешь, особенно, работая воспитателем в детском саду, не только на работе, но и гуляя во дворе или парке, за детьми, которые очень активные, подвижные, редко сидящие на одном месте, часто задающие вопросы, даже могут отобрать игрушки у других детей или подраться друг с другом. Да, дети растут, развиваются, учатся, познают мир, но одни дети свою активность сменят периодами отдыха и спокойствия, а другие, с вечным двигателем внутри не могут остановится ни на минуту. «Когда же ты угомонишься?» - вздыхает мама. «Что за ребенок?» - качают головой окружающие. Это нормально или есть смысл задуматься над поведением таких детей? Про таких детей говорят, что они гиперактивные или дети с синдромом дефицита внимания. Как правило, такие дети не только проявляют повышенную физическую активность, но и не могут надолго сосредоточится на каком-то одном занятии, редко доводят начатое с трудом дело до конца. Сами страдают от этого, мешают другим сосредоточится, отвлекая и привлекая на себя внимание. Если с одним ребенком не могут справится ни папа, ни мама, что же тогда делать педагогу, воспитателю, когда 60% детей из группы имеют гиперактивность, из 30 детей – 20 мальчиков и 10 девочек. Бытует мнение, что гиперактивность свойственна мальчикам, но проводя ряд наблюдений, понимаешь, что это далеко не так. Девочки все чаще ведут себя как мальчики, играют в мальчиковые игры, бегают и играют исключительно с мальчишками.

Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивные дети дошкольного возраста“» размещена в разделах

Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и обстановка, окружающая малыша после рождения.

Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка.

Дети с гиперактивностью отличаются повышенной чувствительностью психики.

Родителям необходимо создать для малыша максимально благоприятную обстановку, исключить провоцирующие факторы и использовать в воспитательном процессе такие правила:

1. Если хотите что-то донести до ребенка, важно установить с ним контакт. Если вы обращаетесь к малышу, когда он чем-то занят, вам ничего не добиться. Сначала следует устранить все, что препятствует контакту (выключить мультфильм, спрятать игрушку, уйти в другую комнату от бабушки, а если нужно – прикоснуться к ребенку и развернуть его к себе.

2. Ваши правила должны быть постоянными. Если вы запрещаете что-то сегодня, такой запрет должен быть и завтра, и через неделю. При этом ваши запреты обязательно должны быть понятными и четкими. Кроме того, важно, чтобы все правила были выполнимыми для ребенка.

3. Уделяйте внимание безопасности, а также порядку в комнате ребенка. Важно максимально оградить гиперактивного малыша от травм. Чистоту и упорядоченность также стоит перенести и в другие комнаты. Вы не сможете добиться порядка в детской, если ваш стол захламлен бумагами, а на кухне разбросана посуда. Родительский пример всегда будет самым лучшим для любого ребенка.

4. Придерживайтесь определенного режима. Детям с гиперактивностью очень важно совершать все действия примерно в одни и те же часы каждый день. Даже в выходной просыпайтесь тогда, когда вы встаете в будни, а сказку по вечерам всегда читайте в одинаковое время.

5. Делите сложные задачи на простые. Поэтапное выполнение дается детям значительно легче. Для наглядности можно нарисовать или написать для ребенка план действий.

6. Постарайтесь найти у своего ребенка то, что ему лучше всего удается. Всегда хвалите за такие качества и действия

7. Пользуйтесь олимпийским принципом, акцентируя внимание на участии, а не на победе. Если даже ваш малыш не отмыл свою тарелку полностью, похвалите за рвение, ведь он пытался ее помыть самостоятельно.

8. Отыщите сферу, в которой ваш гиперактивный ребенок сумеет себя хорошо проявить. Одни малыши хорошо рисуют, другие – убирают в комнате, третьи – собирают пазлы. Обязательно поддерживайте стремление ребенка делать то, что у него отлично получается.

9. Направьте энергию своего ребенка в подходящее русло. Если вам дорог ночной сон, сходите вечером на прогулку, покатайтесь на велосипеде или сделайте что-то другое, чтобы малыш смог потратить свою энергию и достаточно устать.

10. Научитесь собираться с гиперактивным ребенком в гости, в магазин или в другие места. Следует тщательно продумать все нюансы предстоящего «похода» – решить, что берем с собой, рассказать ребенку, что нельзя делать на месте или в пути, обдумать, что вы купите малышу и так далее.

11. Позаботьтесь и о собственном отдыхе, что родители обязательно должны отдыхать, а при гиперактивности у ребенка это важно вдвойне. И если есть возможность ненадолго доверить малыша няне, бабушке, соседскому старшему ребенку, не упускайте ее. Для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для освоения социально ценных моделей взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками. Контактируя со сверстниками и взрослыми в продуктивной и игровой деятельности, дети учатся согласовывать свои действия для достижения общего результата, приобретают умения конструктивного общения, умения видеть, учитывать особенности и интересы партнеров.

В игре дети показывают свои эмоциональные переживания, обида и агрессия, неконтактность во время игры, не всегда адекватная ориентировка в социальных контактах, сниженная социальная и коммуникативная компетентность.

Так, К. Д. Ушинский отмечал “Важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей”

Работа должна быть организована в первую половину дня, во время, отведенное для игр детей. Включение детей с проявлениями гиперактивности в коллективную форму проведения упражнений проводиться поэтапно: индивидуальная, подгрупповая, групповая формы работы. Чтобы использовать упражнения разного типа, необходимо учитывать структуру проявлений гиперактивности:

- невнимательность;

- отвлекаемость;

- импульсивность;

- повышенная двигательная активность.

Игровые упражнения подбираются в следующих направлениях:

1) упражнения на развитие внимания;

2) упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

3) упражнения, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

4) упражнения, способствующие закреплению умения общаться.

Работа проводится в три этапа. 1-й этап проводится индивидуально и только с детьми со средним уровнем проявлений гиперактивности, с постепенным введением в групповую форму работы. Занятия с детьми с низким уровнем проявлений гиперактивности начинаются со 2-го этапа. Рекомендуется подобрать три вида упражнений: дыхательные, функциональные и релаксационные. Для каждого этапа работы можно составить несколько занятий (например, пять, в которые входит одно дыхательное упражнение, одно функциональное упражнение (на развитие внимания, произвольности, самоконтроля) и одно упражнение на расслабление (релаксация). Упражнения даются в игровой форме в указанной последовательности. Каждое занятие рекомендуется проводить дважды.

Во время проведения игровых упражнений гиперактивные дети ведут себя активно, охотно принимают участие в игре. Упражнения им интересны, так как они выполняют различные задания. Групповая форма упражнений помогает детям сплотиться, стать «ближе» друг к другу.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие фазу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др., можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций. Традиционно при работе с детьми с синдромом гиперактивности выделяют следующие группы игровых упражнений:

- игровые упражнения для развития внимания – неумение сосредотачиваться на одной деятельности в течении долгого времени;

- игровые упражнения для релаксации – это упражнения, основной целью которых является развитие у ребенка навыков снятия мышечного и эмоционального напряжения. Релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт способствуют лучшему осознанию своего тела и впоследствии помогают осуществлять двигательный контроль;

- игровые упражнения, развивающие навыки волевой регуляции, - то есть упражнения, помогающие ребенку развить навыки самоконтроля и воли к выполнению не всегда приятных, но необходимых действий;

- игровые упражнения, основной целью которых является развитие умений общения в коллективе.

Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.

2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки

4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Правила поведения педагога с гиперактивным ребенком

- «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

- применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

- рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

- давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);

- хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

Пример игрового упражнения на 1 этапе

«Что исчезло?»

Цель: развитие концентрации внимания.

Перед ребенком поочередно раскладываются предметы. Попросить его внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает один предмет. Задача ребенка – назвать исчезнувший предмет.

Пример игрового упражнения на 2 этапе.

«Прикосновение».

Цель: помочь ребенку расслабиться, снять напряжение.

Разложить на столе предметы, сделанные из разных материалов (кусочки меха, вата, изделия из бумаги и т. п., попросить ребенка внимательно рассмотреть разложенные вещи. Когда он выполнит просьбу, попросить его закрыть глаза и мягкими, ласковыми, неторопливыми движениями прикасаться различными предметами к его руке, щеке, коленке. По прикосновению он должен догадаться, что это за предмет. Через какое-то время поменяться с ребенком ролями и позволить ему загадывать предметы и мягко прикасаться к вам.

Пример игрового упражнения на 3 этапе.

«Замри».

Цель: развитие внимания, выработка навыков преодоления двигательного автоматизма и контроля над своими действиями.

Включить танцевальную музыку. Пока она звучит, дети могут прыгать, кружиться, танцевать. Но как только она выключается, играющие должны замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения и так до тех пор, пока в круге не останется лишь один ребенок.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?» Просматривая фотографии своего младшего сына и (по совместительству) воспитанника моей семейной группы, сделанные в осенний период, я решила.

Консультация для родителей «Гардероб ребенка дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, полезной информацией о том,.

Консультация для родителей «Летние игры с песком для детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Летние игры с песком для детей дошкольного возраста» Дорогие родители! Если у вас нет возможности попасть на пляж, то его можно устроить дома. Одному ребёнку может быть достаточно нескольких.

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Рисуем дома»Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Рисуем дома» Цель: познакомить родителей с условиями организации художественно – изобразительной деятельности детей дома; привлекать к активному участию.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Капризы и упрямства у детей дошкольного возраста» Упрямство и капризы у детей очень частое явление. Иногда встречаются жалобы родителей только на упрямство, иногда – только на капризы, а.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Дети земли кубанской»Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Дети земли кубанской» Цель: учить играть в народные подвижные игры, воспитывать любовь к малой Родине, знакомить детей с бытом, костюмами и культурой казаков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Гиперактивные дети дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 марта 2020 в 21:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД