Приложение МААМ

Статья «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника»

Татьяна Макарова
Статья «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный период психического развития ребёнка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей, которая носит творческий и развивающий характер, что определяет её ценность и важность для развития восприятия ребёнка, его мышления, воображения, технических умений, моторики.

Публикация «Статья „Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника“» размещена в разделах

Детское конструирование - это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов.

Дети конструируют из разного по виду материала (из деталей строительного материала и конструкторов, бумаги, природного и бросового материала). Вид конструктивного материала определяет вид конструктивной деятельности детей.

Также конструктивная деятельность может относиться к одному из двух типов: техническому или художественному.

Техническое конструирование - это действия практического моделирования структурных особенностей предмета; воспроизведение в простейших конструкциях (моделях) из строительных деталей его внешние и скрытые свойства.

Художественное конструирование - это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.

Актуальность художественного типа конструирования состоит в том, что позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальности мира в художественной композиции, максимально используя не только знаковые, но и символические средства.

Художественное конструирование - это деятельность, которая развивается в течение дошкольного детства и одновременно развивает детей, стимулируя восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества, а также организует структуру детской деятельности : умение планировать, осуществлять и контролировать сам её процесс. Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта (восприятие) до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития (мышление, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребёнка.

К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей авторского конструктора Г. В. Урадовских, который позволяет развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.

Основным и наиболее часто употребляемым материалом для создания детьми художественных композиций является бумага.

Бумага – это особый вид конструкторского материала. Она, как правило, очень непрочная (легко рвётся и мнётся) и требует навыков осторожного обращения с ней. Вместе с тем, бумага обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности и широко используется в конструировании художественных композиций. Художественные композиции дети конструируют из цветной мягкой бумаги и столовых салфеток.

В основу художественного конструирования детей 3-7 лет положена техника работы с бумагой, предложенная Л. А. Парамоновой (сминание бумаги в комок, разрывание её на клочки и полоски, скручивание полосок в жгут). В зависимости от формы, цвета, величины эти детали используются для конструирования декоративно-силуэтных изображений различных объектов и явлений природы ( например: «Осень в лесу», «Зимние забавы», «Парад воздушных шариков», «Пустыня», «Джунгли», «Птицы зимой», «Рябинка», «У белочек в гостях», «В гости к снеговикам», «Пришла весна, журчат ручьи», т. е. для построения пейзажных, декоративных и сюжетных композиций. Освоение лёгкой техники работы с бумагой даёт детям возможность работать самостоятельно и творчески с самого раннего возраста (с двух лет).

Как правило, из деталей конструктора трудно или невозможно построить художественную композицию. Исключение составляет авторский конструктор Г. В. Урадовских. Он, с одной стороны, отвечает всем требованиям, которые предъявляются к конструкторскому материалу для дошкольников, с другой – обеспечивает интеграцию конструктивной и изобразительной деятельности детей и позволяет развивать у детей художественное творчество внутри конструктивной деятельности.

Конструкторы - это наборы различных по форме, размеру, цвету, материалу элементов (объемных или плоскостных, которые, как правило, имеют четкую геометрическую форму (куб - квадрат, призма - треугольник, брусок - четырехугольник и др.) и скрепляются с помощью штифтов, крючков, винтов, ворсистой поверхности и др.

Конструктор несложно сделать самим, например вырезать из хлопчатобумажной ткани детали разных цветов. Главные условия - универсальность элементов конструктора и легкий способ крепления деталей. Детали такого конструктора (разнообразные по цвету (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, чёрный, коричневый и их оттенки, форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, полукруг, четверть круга, величине (2x2см, 4x4см, 6x6см, 8x8см, 10x10см) геометрические фигуры - сенсорные эталоны) должны позволять детям строить предметные, сюжетные, декоративные или пейзажные композиции любого содержания, передавать структурные, функциональные признаки конструируемого объекта и выражать свое отношение к изображаемому моменту.

Художественное конструирование из плоских элементов универсального конструктора происходит на стендах, обтянутых светлой тканью разных тонов. Геометрические фигуры представляют собой готовое изобразительное средство. Их изобразительные возможности заданы формой, цветом, величиной деталей, которые могут стать средством изображения как целого предмета, так и его части, при этом адекватность передачи образа не утрачивается. При конструировании из этих деталей используются такие приемы, как наложение и их пространственное объединение на разноцветных фонах. Соединение деталей с поверхностью фонового стенда обеспечивается его ворсистой текстурой. Этот достаточно простой способ соединения деталей между собой и с фоновой поверхностью дает возможность быстро собирать и разбирать конструкцию, исправлять неудачное решение и опробовать другие его варианты. Для каждого возраста необходим определенный комплект фоновых стендов и деталей. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по цвету и величине геометрические фигуры и их сегменты, которые входят в комплект конструктора. Детали данного конструктора - геометрические фигуры - подсказывают детям нужный способ действия, помогают обнаружить ошибки, ориентироваться в рамках своей деятельности, конструировать разнообразные композиции разной тематики. В композиции дети включают изображения разных классов объектов и явлений действительности (игрушки, здания, транспорт, мебель, животные, человек, деревья, растения, явления живой и неживой природы и др.)

Несмотря на то, что дети конструируют художественные композиции, от ребёнка не требуется высокого уровня овладения изобразительными средствами и техническими приёмами. В процессе конструирования эти средства успешно осваиваются детьми и развиваются.

Литература:

1. Конструирование / Спец. ред. Парамонова Л. А. - М. : Просвещение,1981.

2. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. - М. :1999.

3. Урадовских Г. В. Волшебная бумага – «Дошкольное образование» №7, 2010.

4. Урадовских Г. В. Учебно - методическое пособие, Педагогический университет «Первое сентября», 2011.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста. «Сенсорный уникуб»Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста. «Сенсорный уникуб» Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский Многие исследователи в области психологии и педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника»
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 14:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Макарова (УИ 79473) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД