К вопросу об инклюзивном образовании

Наталья Мокрушина
К вопросу об инклюзивном образовании

Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании на 2013-2014 учебный год правительство г. Москвы выделило - доступность образования для детей с ограниченными возможностями.

Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Законодательные ресурсы, которые регламентируют деятельность инклюзивного ДОУ:

• Конституция Российской Федерации

• Закон Российской Федерации «Об образовании»

• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф

• Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

• Конвенция ООН о правах ребенка

Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое понятие.

• Включение – это больше, чем интеграция.

• Дети- дошкольники живут вместе в обычном детском саду.

• Специалисты приходят помогать детям.

• Обычные детские сады изменяются.

• Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.

• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

• Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.

Включение ребенка с ограниченными возможностями в коллектив ДОУ предполагает,что:

• НЕТ специализированных групп, дети с проблемами в развитии воспитываются в обычных массовых группах;

• НЕТ воспитания и обучения ребенка в детском саду без необходимой поддержки;

• НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в ДОУ;

• НЕТ закрытых учреждений интернатного типа;

Что же значит жить в инклюзивном сообществе?

Инклюзия означает - раскрытие каждого воспитанника с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

• Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

• Это значит принадлежать к сообществу (группе друзей, группы детского сада, школе, тому месту, где живем).

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку, необходимые воспитаннику и педагогу для достижения успеха.

• В инклюзивной группе каждого принимают и считают важным членом коллектива.

• Воспитанника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены детского сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Инклюзивное образованиебазируется на восьми принципах:

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

• Каждый человек способен чувствовать и думать

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

• Все люди нуждаются друг в друге

• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Одной из важных составляющих инклюзии является пересмотр своего личного отношения к людям с ограниченными возможностями. Чтобы включить хотя бы одного ребенка с ограниченными возможностями в образовательноепространство ДОУ педагогам необходимо:

• Формировать грамотное понимание инвалидности у педагогических работников, младшего персонала, детского сада, воспитанников ДОУ и их родителей.

• Разрабатывать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практик.

• Всесторонне планировать инклюзию.

• Включать педагогов и администрацию детского сада, специалистов и родителей в создание инклюзивного детского сада.

• Обучать весь персонал детского сада (включая охранников, поваров, помощников воспитателей).

Характерные ошибки в организации инклюзивного детского сада, связаны с неправильными представлениями об инклюзии:

• Представление, что одного присутствия ребенка с проблемами в развитии в массовой группе детского сада достаточно.

• Фокусирование педагога не на целях включения каждого конкретного ребенка, а на действиях.

• Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка.

Существующие барьеры при организации инклюзивногопространства для ребенка с ограниченными возможностями:

• Архитектурная недоступность детских садов.

• Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.

• Большинство заведующих детских садов общеразвивающего вида недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения и воспитания в ДОУ.

• Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Правила инклюзивного детского учреждения:

• Все воспитанники равны в детском сообществе.

• Все воспитанники имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.

• У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

• Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.

• Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников.

• Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.

• Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.

• Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

• Программа служит средством приспособления к широкому кругу возможностей воспитанника.

• Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения и воспитания.

• Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в группе.

• Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения.

• Составлена с целью повышения успешности воспитанника.

Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивноевоспитание и развитие:

• Он достаточно гибок.

• Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком.

• Он уважает индивидуальные различия.

• Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива.

• Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.

Интегрированное обучение и воспитание предполагает овладение ребенком с проблемами в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение и воспитание может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней.

Публикации по теме:

Анализ образования детей с ОВЗ в России Одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества, что предполагает приведение в соответствие.

Консультативный пункт в детском саду. Возможности и условия организации Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
К вопросу об инклюзивном образовании
Опубликовано: 12 октября 2014 в 12:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. Елочный день на МААМ

Новогодней красавице, без которой невозможно представить любимый всеми праздник, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы увлечь детей елочной...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Когда ребёнок (и взрослый человек тоже) с удовольствием, «в охотку» занимается творчеством, он почти всегда положительно воздействует на своё психоэмоциональное состояние. Арт-терапия нацелена на то,...

Экологическая сказка для моих воспитанников «Новогодний подарок»
Жила – была в хвойном лесу белочка Озорница. Так прозвали ее лесные жители. Озорница была большая затейница и мастерица в Лесном Царстве. И помогала...
Конспект НОД в младшей группе «Развивающая игра «Три медведя»
Тема ( проект, событие) : «Три медведя» Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность Форма...
Украшение группы «В гости к нам пришла Зима!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила зима, одно из самых веселых, задорных и любимых времен года, время, когда можно поиграть с друзьями в снежки,...