Получи документы

К вопросу об инклюзивном образовании

Наталья Мокрушина
К вопросу об инклюзивном образовании

Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании на 2013-2014 учебный год правительство г. Москвы выделило - доступность образования для детей с ограниченными возможностями.

Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Публикация «К вопросу об инклюзивном образовании» размещена в разделах

Законодательные ресурсы, которые регламентируют деятельность инклюзивного ДОУ :

• Конституция Российской Федерации

• Закон Российской Федерации «Об образовании»

• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф

• Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

• Конвенция ООН о правах ребенка

Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое понятие.

• Включение – это больше, чем интеграция.

• Дети- дошкольники живут вместе в обычном детском саду.

• Специалисты приходят помогать детям.

• Обычные детские сады изменяются.

• Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.

• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

• Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.

Включение ребенка с ограниченными возможностями в коллектив ДОУ предполагает, что:

• НЕТ специализированных групп, дети с проблемами в развитии воспитываются в обычных массовых группах;

• НЕТ воспитания и обучения ребенка в детском саду без необходимой поддержки;

• НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в ДОУ;

• НЕТ закрытых учреждений интернатного типа;

Что же значит жить в инклюзивном сообществе?

Инклюзия означает - раскрытие каждого воспитанника с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

• Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

• Это значит принадлежать к сообществу (группе друзей, группы детского сада, школе, тому месту, где живем).

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку, необходимые воспитаннику и педагогу для достижения успеха.

• В инклюзивной группе каждого принимают и считают важным членом коллектива.

• Воспитанника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены детского сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

• Каждый человек способен чувствовать и думать

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

• Все люди нуждаются друг в друге

• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Одной из важных составляющих инклюзии является пересмотр своего личного отношения к людям с ограниченными возможностями. Чтобы включить хотя бы одного ребенка с ограниченными возможностями в образовательное пространство ДОУ педагогам необходимо:

• Формировать грамотное понимание инвалидности у педагогических работников, младшего персонала, детского сада, воспитанников ДОУ и их родителей.

• Разрабатывать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практик.

• Всесторонне планировать инклюзию.

• Включать педагогов и администрацию детского сада, специалистов и родителей в создание инклюзивного детского сада.

• Обучать весь персонал детского сада (включая охранников, поваров, помощников воспитателей).

Характерные ошибки в организации инклюзивного детского сада, связаны с неправильными представлениями об инклюзии :

• Представление, что одного присутствия ребенка с проблемами в развитии в массовой группе детского сада достаточно.

• Фокусирование педагога не на целях включения каждого конкретного ребенка, а на действиях.

• Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка.

Существующие барьеры при организации инклюзивного пространства для ребенка с ограниченными возможностями:

• Архитектурная недоступность детских садов.

• Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.

• Большинство заведующих детских садов общеразвивающего вида недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения и воспитания в ДОУ.

• Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Правила инклюзивного детского учреждения :

• Все воспитанники равны в детском сообществе.

• Все воспитанники имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.

• У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

• Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.

• Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников.

• Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.

• Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.

• Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

• Программа служит средством приспособления к широкому кругу возможностей воспитанника.

• Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения и воспитания.

• Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в группе.

• Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения.

• Составлена с целью повышения успешности воспитанника.

Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие:

• Он достаточно гибок.

• Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком.

• Он уважает индивидуальные различия.

• Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива.

• Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.

Интегрированное обучение и воспитание предполагает овладение ребенком с проблемами в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение и воспитание может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней.

Публикации по теме:

Анализ образования детей с ОВЗ в России Одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества, что предполагает приведение в соответствие.

Консультативный пункт в детском саду. Возможности и условия организации Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
К вопросу об инклюзивном образовании
Опубликовано: 12 октября 2014 в 12:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД