Наталья Сорокина
Консультация «Как появляются сосульки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Как появляются сосульки?».
Сорокина Н. А. воспитатель, г. Верхняя Салда, Свердловская область.
На своём жизненном пути, также как и дети, взрослые задают вопросы. Ответы на них взрослые находят быстро. А вот для ответа на детские вопросы взрослые затрачивают гораздо больше усилий, чем для ответа на взрослые вопросы. Ребёнок, порой, спрашивает и ждёт исчерпывающей по тем темам вопросов, на которые, прежде чем ответить, взрослым надо хорошо подумать.
Публикация «Консультация „Как появляются сосульки?“» размещена в разделах
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Консультации для родителей
- Сосульки
- Сосульки. Памятки для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В последнее время, при виде наростов льда на кровле домов и живописных на вид сосулек в декабре месяце, у меня появляется вопрос : «Почему зимой, а не весной начинается таяние снега с крыш?». Ведь в последние десятилетия прошлого столетия, на Урале, именно с таяния сосулек начинался плавный переход к весне. И свисание сосулек и капель с крыш символизировало только приход весны.
Часто ли мы задумываемся о том, почему образуются сосульки, которые мы видим зимой, свисающих с водостоков, козырьков?
Попробуем ответить на вопросы. Сосулька – это ледяной сталактит (реже – висячая наледь, который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, береговых обрывах, проводах, ветвях деревьев и т. д., а также в подземных полостях горных пород при послойном намораживании медленно стекающей или капающей воды[5].
Снег начинает превращаться в лё д под влиянием двух факторов: природного и техногенного. К природному фактору относится глобальное потепление, означающее повышение средней температуры Мировых океанов и атмосферы Земли, и его прогнозируемое продолжение. Причины изменений климата могут быть такие как – вулканические выбросы, изменения солнечной активности (в том числе и изменения солнечной постоянной, изменения орбиты Земли[1].
К техногенному фактору относится увеличение концентрации парниковых газов, вызванное деятельностью человека, такие как вырубка лесов и сжигание ископаемого топлива. Эти результаты признаны национальными академиями наук всех крупных промышленно развитых стран. Определения состава воздуха показывают, что сейчас в атмосфере Земли углекислого газа стало на 25% больше, чем 200 лет назад. Может повторюсь, но это, безусловно, результат хозяйственной деятельности человека, а также вырубки лесов, зелёные листья которых поглощают углекислый газ [1].
Нам необходимо понять, как появляются сосульки – в мороз или оттепель[4].
Проблема образования наледи наиболее актуальна не холодной зимой, а в периоды оттепелей, когда температура переходит через 0° и вода от подтаявшего снега почти сразу же замерзает[2].
В среднем за зиму, по данным метеорологов, фиксируется около 70 переходов температуры через отметку 0°С. Именно эти изменения температуры в вечернее время, приводят к быстрому охлаждению воздуха, а значит, и водостоков. Тогда как массы снега на кровле, вместе с элементами самой кровли, могут некоторое время сохранять тепло [2]. Из-за этого нижний слой снега начинает таять и стекать к водоотводам.
В них температура ниже нуля, поэтому происходит их промерзание и замерзание сосулек. При колебаниях в диапазоне от +3…+5°С днём, до -4…-6°С ночью создаются наиболее благоприятные условия для образования сосулек и наледи. Талая вода по каплям стекает, замерзая по капле. Капли натекают одна на другую и свисают с края крыши.
Чем архитектура строения богата сложным дизайном кровли, тем больше шансов у талой воды замерзнуть на них в сосульки. При следующей оттепели такие ледяные наплывы удлиняются, и в результате происходит замерзание сосулек. Образовываются целые ледяные наросты и живописные на вид сосульки длиной в несколько метров и весом до сотни килограммов[4].
С наступлением весны снег начинает таять, так как солнечные лучи нагревают снег на крыше домов до температуры выше нуля. Ночные температуры повышаются, и появляется круглосуточная капель с ледяных наростов и сосулек. Реальную опасность для жизни людей создаёт срыв достаточно массивных ледовых масс [2].
Для прохожих падающие ледяные наросты представляет немалую опасность. Так что лишний раз стоит напомнить, что во время оттепели и в начале весны надо соблюдать особую осторожность – не подходить близко к домам и чаще глядеть наверх.
Одним из распространенных вопросов малышей является: как появляются сосульки? Наступит время, когда мир маленького ребёнка начнёт расширяться, и его будут волновать более серьёзные вопросы, ответы на которые должны быть подготовлены заранее.
Когда взрослые на вопрос ребёнка не могут быстро найти ответ, малыш начинает нервничать и понимать, что они тоже не всё знают. Поэтому, чтобы не теряться от вопросов юного почемучки, лучше сразу ознакомиться с самым распространённым вопросом, который задают большинство детей: «Как появляются сосульки?».
Ответ на него достаточно прост, но если показать ребёнку наглядно как они возникают, результат закрепится на всю жизнь. Для малышей можно провести небольшой эксперимент и показать наглядно, как появляются сосульки. Для этого можно взять любую пластиковую бутылку (лучше всего с удобной ручкой) и шило. Налить в бутылку воды и выйти с детьми на улицу, в подходящую погоду. Теперь проткнуть шилом небольшое отверстие в дне бутылки и повесить её на веточку дерева. Вода будет капать и замерзать. Если на улице очень холодно, можно повесить бутылку вечером, а утром прийти посмотреть какая получилась сосулька. Обычно дети бывают в восторге от увиденного эксперимента [6].
После ряда занятий, когда дети поймут что такое сосульки, тогда и нужно подвести их к разговору о том, что сосульки могут быть опасны для жизни.
Активно использую опыт работы своих коллег посредством интернета. Понравившийся материал использую при составлении занятий (приложения). В своей работе с воспитанниками использую загадки, стихи, рассказы про сосульки из интернет-ресурсов, например:
Стихотворения Шалаевой Г. «Не стойте под сосульками», «Не ешьте снег и сосульки».
Стихи Орловой А., Пригоцкой С., Овчинниковой Т. из «Сайта для мам и малышей».
Рассказ «О чём плачут сосульки» Лякишева М. А. и т. д.
Использую в своей деятельности просмотр мультфильмов и передач:
«Смешарики» (Азбука безопасности. Опасные сосульки).
«Дуда и Дада» (Зимние сокровища).
«Аркадий Паровозов спешит на помощь» (Почему опасно стоять под сосульками).
Передача «Шишкина школа» (Забота друзей. Сосулька).
Играем с воспитанниками в игру на развитие общей моторики «Сосулька», в дидактическую игру «Что сначала, что потом», «Правильно – неправильно», в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Под сосулькой не играй, от сосульки убегай!». Составляем рассказы по картинке «Как Вася заболел». Рисуем на тему «Сосульки на крыше». В беседах на тему «Осторожно, сосульки» знакомлю детей с правила безопасного поведения на улице. Обучаю предвидеть опасность и формирую ответственное отношение к своему здоровью.
Ответ на вопрос ребё нка: «Как появляется сосулька?», должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям и наблюдениям о сосульках. Именно какую опасность для жизни они представляют в период, когда температура поднимается выше ноля.
Интернет – ресурсы:
1. biofile.ru›Биология›36586.html
2. mkc-ltd.ru›index.asp?id=1875
3. nsportal.ru›…sad…bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti…
4. otvet.mail.ru›question/99391873
5. Wikipedia. org
6. zhenskoe-vremya.ru›…poyavlyautsya-sosulki.html