Получи документы

Информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями в ДОУ

Абызова Юлия Викторовна
Информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Информационно – просветительские формы взаимодействия с родителями в ДОУ.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Публикация «Информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями в ДОУ» размещена в разделах

Эти важные вопросы невольно возникают перед педагогами и воспитателями в процессе педагогической деятельности.

Цель взаимодействие детского сада с родителями : установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Основными задачами такого взаимодействия является просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей, выработка общих тенденций и направлений процесса становления и взросления ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения должно позитивно сказываться на общем развитии и становлении личности ребенка.

Научение родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков - эти мероприятия важно проводить постоянно и качественно. Получаемые знания, возрастающая компетентность родителей оптимизируют даже сложившиеся напряженные отношения в семье или в союзе “ребенок-родитель”.

Для того чтобы при общей занятости у воспитателей и родителей нашлось время для взаимодействия, его надо специально организовывать. Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи – использование всевозможных наглядно – информационных форм общения и сотрудничества с родителями воспитанников.

Наглядно – информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания.

Условно их можно разделить на три группы:

- информационно – аналитические,

- информационно – ознакомительные;

- информационно – просветительские.

Задачей первых - информационно – ознакомительных- является информирование родителей об особенностях работы дошкольного учреждения, знакомство с педагогами.

Информационно – просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях воспитания и развития детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через средства печати, организацию выставок и т. д.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся:

- проведение социальных опросов,

- тесты;

- анкетирование;

- индивидуальные беседы

- социальный паспорт;

- «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с.

- Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,

«Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью

взаимообогащения педагогического мастерства)

- Переписка по электронной почте

Информационно – ознакомительным формам относятся :

- эпизодические посещения родителей детского сада,

- открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности,

- день открытых дверей,

- видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада».

- выставки детских работ,

- фотовыставки,

- информационные проспекты.

- родительские уголки

- родительские собрания ознакомительного характера,

- аудио и видеозаписи бесед с детьми на определенную тему.

Информационно – просветительские формы :

- информационные стенды,

- папки- передвижки,

- тематические выставки,

- стенгазеты,

- Буклеты,

- Электронные газеты,

- электронная почта,

- памятки,

- брошюра,

- информирование родителей через интернет – сайт,

- приглашения, сделанные руками детей в виде аппликаций, рисунков, открытки,

- плакаты,

- благодарность

1. Информационно-аналитические формы :

- проведение социальных опросов,

- тесты;

- анкетирование

Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

- интервью

- индивидуальные беседы- одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу.

- социальный паспорт;

- «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с.

- Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,

«Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью

взаимообогащения педагогического мастерства)

- Переписка по электронной почте

2. Информационно – ознакомительным формам относятся :

- эпизодические посещения родителей детского сада,

эпизодические посещения родителями дошкольного учреждения, это не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями : наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада.

У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия : домашний "тихоня" может оказаться "заводилой-атаманом" в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок - спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблюдать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.

- открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности,

Родители с большим вниманием относятся к вопросам обучения детей, поэтому во всех группах проводятся показательные занятия или совместные занятия, где родители и дети могут заниматься рисованием, ручным художественным трудом, составлять рассказы по картинам, придумывать сказки и делать многое другое.

- день открытых дверей,

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

- видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада».

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

- выставки детских работ,

- фотовыставки,

Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвященными какому-то интересному событию из жизни группы: празднику, увлекательному досугу, экскурсии. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто "развлекательный" характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей.

- информационные проспекты.

Информационные проспекты способствуют ознакомлению родителей с особенностями работы дошкольного учреждения, в которых кратко представлен материал, демонстрирующий специфику учреждения, его отличия от других, указано, какие специалисты работают с детьми, какие дополнительные услуги оказываются, приведена информация о режиме учреждения. Весь текстовый материал сопровождается рисунками, фотографиями.

- родительские уголки.

Эта форма работы является традиционной. Для того чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей, можно использовать:

• Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками

• Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Игротеки: «Игры на кухни» и д. р.

Информационные листы

Они могут нести в себе следующую информацию :

информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23. Информационный листок);

• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

• просьбы о помощи;

• благодарность добровольным помощникам и т. д.

• Листы активности - выявления уровня успешного сотрудничества определенных родителей или детей. Они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.)

- родительские собрания ознакомительного характера,

- аудио и видео записи бесед с детьми на определенную тему.

3. Информационно – просветительские формы :

- информационные стенды,

На таких стендах представлены разнообразные сведения: антропометрические данные детей, режим дня, расписание занятий в группе, объявления. Основные требования к оформлению информационных стендов :

Актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов, не реже 1 раза в месяц.

- папки- передвижки,

Призваны более подробно ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания и развития детей. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временно пользование родителям домой. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет, журналов, материал о возрастных и индивидуальных особенностях детей и т. д. папки могут формироваться по тематическому или возрастному принципу.

- тематические выставки,

- стенгазеты- имеют разный объем, тираж и отличаются стилем подачи информации, тематикой. Обычно это газета небольшого формата, которая содержит объявления из жизни ДОУ (благодарность родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультации и т. д.) .

- буклеты

Благодаря небольшой стоимости и высокой информативности, буклет сегодня стал наиболее широко используемым и эффективным видом рекламной полиграфии.

Буклет — это единый печатный лист бумаги, сложенный несколько раз. Не стоит путать буклет с брошюрой, брошюра — многополосное, (состоящее более чем из одного листа) изделие, скрепленное тем или иным образом.

Область использования буклетов весьма обширна: на выставках, в офисах, банках, магазинах, для почтовой рассылки и информирования родителей в детских садах.

Буклеты могут быть разных видов. По назначению буклеты бывают массовые и имиджевые. Массовые, в свою очередь, можно разделить на рекламные и информативные.

Обычные форматы буклета - это формат А4 с двумя сгибами и А5 с одним сгибом.

Для "сборки" вашего буклета в наглядную, а стало быть, и эффективную, "картинку" необходимы следующие компоненты:

-логотип /наглядный знак организации/;

-графические материалы – визуальный ряд (слайды, фото);

-текстовая – информационный блок / Содержание информационного материала. Что касается текстов, то старайтесь не загромождать буклет лишней информацией, внимание клиента не должно рассеиваться. Буклет должен быть составлен так, чтобы четко и ясно были видны основные позиции, предложения и т. д. /;

- контактная информация / адрес учреждения, номера телефонов, фамилии и должности специалистов, к которым можно обратиться/.

Для того чтобы правильно сформулировать свои требования по отношению к создаваемому буклету необходимо составить бриф:

-название вашего учреждения

-особенности вашего учреждения или услуги

-общие задачи

-целевая аудитория

-тексты, которые будут участвовать в буклете

-картинки и фотографии и т. д.

- электронные газеты,

Это еженедельные пакеты информации об услугах образовательного учреждения, объединенные разнообразной тематикой. Материалы в газете группируется по рубрикам в зависимости от содержания.

- электронная почта,

Родители, работающие с использованием Интернета, становятся более активными участниками жизни дошкольного учреждения, так как в любой момент вы можете связаться с ними по электронной почте – буквально, по несколько раз в день.

Также они могут помочь вам в вашей работе – например, подберут материал для стенгазеты или сценарий для праздника; подготовят поздравительные письма и распечатают информацию о новых законах, опубликованных на официальных сайтах.

- памятки,

Памятка – это краткий документ, который содержит важные сведения для выполнения каких-то действий, перечень правил, которыми надо руководствоваться. Человек, который пользуется этим документом, должен поступать именно так, как написано в памятке. Эти правила могут быть расположены в любом порядке.

Памятка всегда пишется для каких-то определенных групп людей, а не для всех людей на свете. В памятках освещают наиболее важные и актуальные вопросы. Тема излагается лаконично, доступным для широких масс языком, с использованием соответствующих иллюстраций.

Например, мы можем написать памятку для родителей будущих первоклассников: «Памятка для родителей будущих первоклассников».

- брошюра,

Брошюра – это один из самых презентабельных и элитарных видов полиграфической продукции. Отличается брошюра от буклетов, листовок, визиток, прежде всего, способом крепления листов. С французского языка слово «брошюра» переводится как «сшивать». И в этом главное отличие изготовления брошюр от буклетов. Формат изделия предполагает, что в нем может быть размещен не только текст, но и иллюстрации. Брошюра - малоформатное текстовое издание, в популярной форме освещает различные вопросы окружающей жизни.

- информирование родителей через интернет – сайт,

Создание дошкольного сайта, на котором размещена информация о ходе образовательного процесса в детском саду и о нормативном, кадровом, материальном его обеспечении. Создание специальной рассылки, которая помогает родителям быть в курсе важных событий, акций и мероприятий, которые происходят в ДОУ.

Просвещение родителей через Интернет. Размещение на сайте детского сада интересующих родителей материалов по проблемам образования и воспитания, разработанных как внешними специалистами, так и педагогами ДОУ. Здесь же могут быть размещены (или сделаны ссылки на них) материалы юридического характера и федеральные нормативные образовательные документы.

Сетевое консультирование родителей. Интернет - консультации – важный рычаг для повышения родительской активности. Благодаря такой форме сетевого взаимодействия, устанавливается обратная связь с родителями и появляется возможность отследить характер проблем родителей и уровень их удовлетворенности деятельностью ДОУ, а также обсудить перспективы развития.

- приглашения, сделанные руками детей в виде аппликаций, рисунков, открытки,

- плакаты,

Он представляет собой произведение графического искусства с лаконичным, броским цветным изображением, с кратким текстом (чаще всего на большом листе бумаги, должен восприниматься издали, выделяться среди других средств агитации и информации. Поэтому чаще всего выполняется с одним рисунком, в условной манере, без излишних деталей. Плакаты имеют рекламную или информационную направленность. В последнее время плакаты приобретают все большую популярность и становятся все более модными, расширяется их использование в рекламных и информационных целях.

- благодарность

Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. На каждом собрании можно выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

Можно придумать благодарность в стихотворной форме собственного сочинения.

Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки»Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки» Актуальность: Мама считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро»Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями в ДОУ
Опубликовано: 24 октября 2021 в 11:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Абызова Юлия Викторовна (УИ 25945) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД