Абызова Юлия Викторовна
Информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно – просветительские формы взаимодействия с родителями в ДОУ.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Публикация «Информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями в ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Эти важные вопросы невольно возникают перед педагогами и воспитателями в процессе педагогической деятельности.
Цель взаимодействие детского сада с родителями : установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Основными задачами такого взаимодействия является просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей, выработка общих тенденций и направлений процесса становления и взросления ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения должно позитивно сказываться на общем развитии и становлении личности ребенка.
Научение родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков - эти мероприятия важно проводить постоянно и качественно. Получаемые знания, возрастающая компетентность родителей оптимизируют даже сложившиеся напряженные отношения в семье или в союзе “ребенок-родитель”.
Для того чтобы при общей занятости у воспитателей и родителей нашлось время для взаимодействия, его надо специально организовывать. Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи – использование всевозможных наглядно – информационных форм общения и сотрудничества с родителями воспитанников.
Наглядно – информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания.
Условно их можно разделить на три группы:
- информационно – аналитические,
- информационно – ознакомительные;
- информационно – просветительские.
Задачей первых - информационно – ознакомительных- является информирование родителей об особенностях работы дошкольного учреждения, знакомство с педагогами.
Информационно – просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях воспитания и развития детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через средства печати, организацию выставок и т. д.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся:
- проведение социальных опросов,
- тесты;
- анкетирование;
- индивидуальные беседы
- социальный паспорт;
- «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с.
- Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,
«Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью
взаимообогащения педагогического мастерства)
- Переписка по электронной почте
Информационно – ознакомительным формам относятся :
- эпизодические посещения родителей детского сада,
- открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности,
- день открытых дверей,
- видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада».
- выставки детских работ,
- фотовыставки,
- информационные проспекты.
- родительские уголки
- родительские собрания ознакомительного характера,
- аудио и видеозаписи бесед с детьми на определенную тему.
Информационно – просветительские формы :
- информационные стенды,
- папки- передвижки,
- тематические выставки,
- стенгазеты,
- Буклеты,
- Электронные газеты,
- электронная почта,
- памятки,
- брошюра,
- информирование родителей через интернет – сайт,
- приглашения, сделанные руками детей в виде аппликаций, рисунков, открытки,
- плакаты,
- благодарность
1. Информационно-аналитические формы :
- проведение социальных опросов,
- тесты;
- анкетирование
Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
- интервью
- индивидуальные беседы- одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу.
- социальный паспорт;
- «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с.
- Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,
«Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью
взаимообогащения педагогического мастерства)
- Переписка по электронной почте
2. Информационно – ознакомительным формам относятся :
- эпизодические посещения родителей детского сада,
эпизодические посещения родителями дошкольного учреждения, это не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями : наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада.
У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия : домашний "тихоня" может оказаться "заводилой-атаманом" в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок - спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблюдать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.
- открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности,
Родители с большим вниманием относятся к вопросам обучения детей, поэтому во всех группах проводятся показательные занятия или совместные занятия, где родители и дети могут заниматься рисованием, ручным художественным трудом, составлять рассказы по картинам, придумывать сказки и делать многое другое.
- день открытых дверей,
«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
- видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада».
Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
- выставки детских работ,
- фотовыставки,
Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвященными какому-то интересному событию из жизни группы: празднику, увлекательному досугу, экскурсии. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто "развлекательный" характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей.
- информационные проспекты.
Информационные проспекты способствуют ознакомлению родителей с особенностями работы дошкольного учреждения, в которых кратко представлен материал, демонстрирующий специфику учреждения, его отличия от других, указано, какие специалисты работают с детьми, какие дополнительные услуги оказываются, приведена информация о режиме учреждения. Весь текстовый материал сопровождается рисунками, фотографиями.
- родительские уголки.
Эта форма работы является традиционной. Для того чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей, можно использовать:
• Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками
• Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
• Игротеки: «Игры на кухни» и д. р.
• Информационные листы
Они могут нести в себе следующую информацию :
• информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23. Информационный листок);
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т. д.
• Листы активности - выявления уровня успешного сотрудничества определенных родителей или детей. Они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.)
- родительские собрания ознакомительного характера,
- аудио и видео записи бесед с детьми на определенную тему.
3. Информационно – просветительские формы :
- информационные стенды,
На таких стендах представлены разнообразные сведения: антропометрические данные детей, режим дня, расписание занятий в группе, объявления. Основные требования к оформлению информационных стендов :
Актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов, не реже 1 раза в месяц.
- папки- передвижки,
Призваны более подробно ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания и развития детей. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временно пользование родителям домой. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет, журналов, материал о возрастных и индивидуальных особенностях детей и т. д. папки могут формироваться по тематическому или возрастному принципу.
- тематические выставки,
- стенгазеты- имеют разный объем, тираж и отличаются стилем подачи информации, тематикой. Обычно это газета небольшого формата, которая содержит объявления из жизни ДОУ (благодарность родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультации и т. д.) .
- буклеты
Благодаря небольшой стоимости и высокой информативности, буклет сегодня стал наиболее широко используемым и эффективным видом рекламной полиграфии.
Буклет — это единый печатный лист бумаги, сложенный несколько раз. Не стоит путать буклет с брошюрой, брошюра — многополосное, (состоящее более чем из одного листа) изделие, скрепленное тем или иным образом.
Область использования буклетов весьма обширна: на выставках, в офисах, банках, магазинах, для почтовой рассылки и информирования родителей в детских садах.
Буклеты могут быть разных видов. По назначению буклеты бывают массовые и имиджевые. Массовые, в свою очередь, можно разделить на рекламные и информативные.
Обычные форматы буклета - это формат А4 с двумя сгибами и А5 с одним сгибом.
Для "сборки" вашего буклета в наглядную, а стало быть, и эффективную, "картинку" необходимы следующие компоненты:
-логотип /наглядный знак организации/;
-графические материалы – визуальный ряд (слайды, фото);
-текстовая – информационный блок / Содержание информационного материала. Что касается текстов, то старайтесь не загромождать буклет лишней информацией, внимание клиента не должно рассеиваться. Буклет должен быть составлен так, чтобы четко и ясно были видны основные позиции, предложения и т. д. /;
- контактная информация / адрес учреждения, номера телефонов, фамилии и должности специалистов, к которым можно обратиться/.
Для того чтобы правильно сформулировать свои требования по отношению к создаваемому буклету необходимо составить бриф:
-название вашего учреждения
-особенности вашего учреждения или услуги
-общие задачи
-целевая аудитория
-тексты, которые будут участвовать в буклете
-картинки и фотографии и т. д.
- электронные газеты,
Это еженедельные пакеты информации об услугах образовательного учреждения, объединенные разнообразной тематикой. Материалы в газете группируется по рубрикам в зависимости от содержания.
- электронная почта,
Родители, работающие с использованием Интернета, становятся более активными участниками жизни дошкольного учреждения, так как в любой момент вы можете связаться с ними по электронной почте – буквально, по несколько раз в день.
Также они могут помочь вам в вашей работе – например, подберут материал для стенгазеты или сценарий для праздника; подготовят поздравительные письма и распечатают информацию о новых законах, опубликованных на официальных сайтах.
- памятки,
Памятка – это краткий документ, который содержит важные сведения для выполнения каких-то действий, перечень правил, которыми надо руководствоваться. Человек, который пользуется этим документом, должен поступать именно так, как написано в памятке. Эти правила могут быть расположены в любом порядке.
Памятка всегда пишется для каких-то определенных групп людей, а не для всех людей на свете. В памятках освещают наиболее важные и актуальные вопросы. Тема излагается лаконично, доступным для широких масс языком, с использованием соответствующих иллюстраций.
Например, мы можем написать памятку для родителей будущих первоклассников: «Памятка для родителей будущих первоклассников».
- брошюра,
Брошюра – это один из самых презентабельных и элитарных видов полиграфической продукции. Отличается брошюра от буклетов, листовок, визиток, прежде всего, способом крепления листов. С французского языка слово «брошюра» переводится как «сшивать». И в этом главное отличие изготовления брошюр от буклетов. Формат изделия предполагает, что в нем может быть размещен не только текст, но и иллюстрации. Брошюра - малоформатное текстовое издание, в популярной форме освещает различные вопросы окружающей жизни.
- информирование родителей через интернет – сайт,
Создание дошкольного сайта, на котором размещена информация о ходе образовательного процесса в детском саду и о нормативном, кадровом, материальном его обеспечении. Создание специальной рассылки, которая помогает родителям быть в курсе важных событий, акций и мероприятий, которые происходят в ДОУ.
Просвещение родителей через Интернет. Размещение на сайте детского сада интересующих родителей материалов по проблемам образования и воспитания, разработанных как внешними специалистами, так и педагогами ДОУ. Здесь же могут быть размещены (или сделаны ссылки на них) материалы юридического характера и федеральные нормативные образовательные документы.
Сетевое консультирование родителей. Интернет - консультации – важный рычаг для повышения родительской активности. Благодаря такой форме сетевого взаимодействия, устанавливается обратная связь с родителями и появляется возможность отследить характер проблем родителей и уровень их удовлетворенности деятельностью ДОУ, а также обсудить перспективы развития.
- приглашения, сделанные руками детей в виде аппликаций, рисунков, открытки,
- плакаты,
Он представляет собой произведение графического искусства с лаконичным, броским цветным изображением, с кратким текстом (чаще всего на большом листе бумаги, должен восприниматься издали, выделяться среди других средств агитации и информации. Поэтому чаще всего выполняется с одним рисунком, в условной манере, без излишних деталей. Плакаты имеют рекламную или информационную направленность. В последнее время плакаты приобретают все большую популярность и становятся все более модными, расширяется их использование в рекламных и информационных целях.
- благодарность
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. На каждом собрании можно выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.
Можно придумать благодарность в стихотворной форме собственного сочинения.
Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.