МААМ-картинки

Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ».

Наталья Кузнецова
Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ».

Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной деятельности, которые дают широкий диапазон для выбора вариантов взаимодействия.

Например, пение. Здесь, главным музыкальным фактором становится воздействие человеческого голоса, который является для такого ребёнка особенно значимым впечатлением. Если ребёнок владеет речью и может петь сам, ему предлагаются доступные песни; при этом могут быть поставлены задачи установления и развития эмоционального контакта, изменение эмоционального фона, формирование положительной самооценки и чувства успешности.

Публикация «Статья на тему: „Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ“,» размещена в разделах

На музыкальном занятии с неговорящим ребёнком часто удаётся активизировать произвольные вокализации и произнесение первых слов или слогов. Для этого в моём музыкальном репертуаре имеются разнообразные песенки с простыми звукоподражаниями, припевами, состоящими из слогов или даже гласных звуков. Предлагая ребёнку песни, основу которых составляют звукоподражания – «би-би», «му-му» и др., - музыкальный руководитель побуждает ребёнка повторять эти слоги, делает длинные паузы в своём пении, показывая ребёнку, что ждёт от него речевой активности. Иногда в результате таких занятий ребёнок действительно осваивает эти песни и начинает и начинает произносить требуемые звуки в нужное время. Многим детям это помогает продвинуться в развитии речи – они обнаруживают, что могут пользоваться словами для общения. Другим же детям этого может быть недостаточно – повторяя разнообразные слоги и звуки во время пения, ребёнок, тем не менее, вне музыкальных занятий продолжает молчать. В таких случаях необходимо не столько накапливать его «вокальный словарь», осваивая всё новые песни, сколько развивать возможность взаимодействия, и здесь пение может сыграть существенную роль.

Другой вид музыкальной деятельности – музыкально-ритмические движения. Если ребёнок самостоятельно передвигается, способен к совершению произвольных движений по инструкции или по показу педагога, он может освоить и танец, и упражнение, в которых будут решаться задачи развития возможностей пластического диалога, подражания, произвольной организации, развития общей моторики, двигательной координации, взаимодействия рук; серийной организации движений и действий; чувства ритма и ритмичности движений и др.

Многие дети испытывают выраженные трудности в усвоении и выполнении требуемых движений, однако для них также можно подобрать привлекательный танец или упражнение. Это – свободное, не организованное взрослым, но совместное движение под музыку, которое создает условия для эмоционального заражения и непосредственного подражания. Даже дети, не передвигающиеся самостоятельно, также могут принять участие в своеобразном танце – сидя на руках у взрослого, они воспринимают его движения по залу, повороты, наклоны. Это тоже позволяет работать над улучшением их координации, восприятия пространства и т. п.

Следующий вид музыкальной деятельности – игра на музыкальных инструментах. В зависимости от возможностей и предпочтений ребёнка ему может быть предложен тот или иной музыкальный инструмент. Для некоторых детей на первый план выступает зрительная привлекательность инструмента, яркая раскраска, рисунок. Сложность игры может варьироваться в соответствии с возможностями ребёнка. Практически в любом случае для ребёнка может быть подобран инструмент, который даст ему почувствовать эффект своих действий, даже в том случае, когда они непроизвольны.

Музыкальная игра – этот вид музыкальной деятельности не сводится к пению, игре на инструментах или танцу, хотя он может быть включён в них, как один из составляющих.

Музыкальные игры имеют определённые правила, которые ребёнок, может принять и выполнить или отказаться от них. Некоторые игры предполагают возможность выигрыша, получения приза. Как правило, такие игры предлагаются детям с достаточно высоким уровнем развития произвольной регуляции деятельности и при условии наличия контакта между ребёнком и музыкальным руководителем. Большинству же детей с тяжёлыми проблемами развития предлагают различные простейшие элементы движения, пения и игры на инструментах, включённые в игровое взаимодействие.

Вовлекая ребёнка в игру, педагог, прежде всего, стремится к установлению контакта и развитию взаимодействия. По мере того, как ребёнок осваивает игру, она может усложняться, занимать всё больше времени, обогащаться новыми элементами. Правила игры могут быть заданы с помощью игрушки или музыкального инструмента, который сам диктует ребёнку способ обращения с ним. Также на первый план может выступить игровой образ, игровая ситуация, простейший сюжет. Те же способы направления активности ребёнка присутствуют и в отдельных танцах и песнях, но в музыкальной игре они соединяются вместе и часто оказываются понятнее ребёнку, обладают для него большей побудительной силой.

Таким образом, музыкальное занятие по степени эмоциональной вовлечённости и произвольности оказывается ближе всего к игровому занятию. Любую музыкальную деятельность, в которую вовлекается ребёнок на занятии, можно рассмотреть как своеобразную игру, в которой преобладает сенсорная составляющая. Подбор уровня и сложности взаимодействия видов музыкальной деятельности даёт возможность специалисту более точно и адекватно оценить зону ближайшего развития ребёнка и организовать этот вид в соответствии с ней.

Литература

1. Константинова, И. С. Музыкальные занятия с особым ребёнком : взгляд нейропсихолога. -Изд. 2-е – М. : Теревинф, 2017.

2. Константинова, И. С. Формирование процессов программирования и контроля деятельности у детей с тяжёлыми и сложными нарушениями развития на развивающих музыкальных занятиях /Дефектология. – 2010. -№6. – С. 21-29.

3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /Избранные труды. В 2 т. Т. 1 – М. : Педагогика, 1985,- С. 42 – 222.

4. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность : учебное пособие – М. : Издательство Московского психолого-социального института – Воронеж: МОДЭК, 2004.

5. Яхина, Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений – М. ВЛАДОС, 2003.

Публикации по теме:

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях. Опыт работы. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим опытом по использованию коммуникативных игр на музыкальных занятиях. Всем известно, что.

Использование нетрадиционных техник на занятиях по ручному труду в подготовительной группе с детьми с ОВЗ.Использование нетрадиционных техник на занятиях по ручному труду в подготовительной группе с детьми с ОВЗ. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности,.

Использование разных видов детской деятельности по здоровьесбережению воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО 1. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» у разных авторов трактуются по-разному. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия.

Использование разных видов театра в младшей группеИспользование разных видов театра в младшей группе Театр - это искусство, которое задействует и обостряет сразу несколько чувств. Воздействие театра на ребенка несомненно, особенно на детей.

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях Использование здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» .

Педагогический опыт «Использование разных видов деятельности для формирования культурно — гигиенических навыков у детей» Педагогический опыт по теме: использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей.

Применение здоровьесберегающих технологий для дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУПрименение здоровьесберегающих технологий для дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ Применение здоровьесберегающих технологий для дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ Основной задачей музыкального воспитания.

Специфика работы с детьми, имеющими особенности речевого развития в театрализованной деятельности на музыкальных занятиях [Не секрет, что у каждого ребенка свой темперамент, у каждого свой характер и особенности. Учитывая возрастные особенности от 3 до 5, речь.

Статья для коллег «Как формировать основы музыкальной культуры на просмотре цикла музыкальных мультфильмов»Статья для коллег «Как формировать основы музыкальной культуры на просмотре цикла музыкальных мультфильмов» (дошкольный и младший школьный возраст детей) Известно: дошкольники, слушая музыку в музыкальных мультипликационных фильмах, различную по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ».
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 18:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД