Куйдина Татьяна Николаевна
Квест-технология: в чем ее актуальность для детей дошкольного возраста?
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Квест-технология"
Современный мир непрерывно развивается. Жизнь претерпевает трансформации. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Современные дети кардинально отличаются от своих сверстников двадцать или тридцать лет назад. Сегодня они информированные, эрудированные, самостоятельные, инициативные и раскованные. Часто дети уже в раннем возрасте обладают своей точкой зрения и готовы ее отстаивать, как перед сверстниками, так и взрослыми. Современные дошкольники испытывают повышенную жажду к восприятию информации и находятся в постоянном поиске способов удовлетворения этой потребности [7]. Большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей. Поэтому педагогу сложно подобрать методы и технологии, которые бы соответствовали принципам и задачам Стандарта и в то же время были бы интересны детям.
Публикация «Квест-технология: в чем ее актуальность для детей дошкольного возраста?» размещена в разделах
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые формы взаимодействия с воспитанниками. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии. Детские квест-игры – это форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач для дошкольников, поставленных с определенной целью.
В чем же актуальность квест-игр для детей дошкольного возраста?
Во-первых, это игра, а игра всегда любима детворой, в какой форме она не проводилась.
Во-вторых, это не просто игра, а игра-приключение, «игра с секретом», игра с загадкой, игра-новинка.
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные, нравственные, эстетические и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность[5] .
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [2].
Именно квест-технология сочетает в себе этот вид деятельности детей. С помощью разнообразных сюжетов и атрибутов к квест-играм, дошкольники погружаются в мир фантазии, где они могут проявить себя как сформированные личности.
Игры-квесты открывают неограниченные возможности как в закреплении пройденного, уже известного им материала, так и в поиске ответов на новые, впервые возникшие во время игры проблемные ситуации.
Квест-технология позволяет решать задачи любой образовательной области и, как правило, создает дополнительные возможности для интеграции.
Что же такое квест? Квест – это командная игра. Идея проста – команды перемещаются по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка состоит в том, что выполнив одно задание, дети получаю подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. [3]
В основном квест – это коллективная игра, и это тоже большой плюс. Чтобы победить командой, нужно научиться взаимопониманию, взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходиться отвечать не только за себя, но и за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней.
Существуют такие виды квестов как : Линейные, основное содержание построено по цепочке. Разгадываешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша. Штурмовые. Когда участники получают задачу, подсказки для ее решения, но пути решения выбирают сами. Что зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключенный в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.
Квесты помогают реализовать следующие задачи: Образовательная – участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся. Развивающая – в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей. Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности, взаимопомощи, развивает самостоятельность, активность и инициативность[6].
Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:
40–45 минут для старших дошкольников.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. [4]
Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создания условий развития ребенка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Квест является такой технологией. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей[1, с. 3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Харченко Т. Е. Квест-игры для дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 128 с. –ISBN 978-5-907317-78-9. – Текст : непосредственный.
2. Сергеева И. С., Гайнулова Ф. С. Теория игры и игровые технологии в учебно-воспитательном процессе : Учебно-методическое пособие. – М. : УЦ «Перспектива», 2014. – 116 с. –ISBN 978-5-98594-467-9. – Текст : непосредственный.
3. Библиотека имени Михаила Ульянова : Квест-игра : инновационная форма билиотечной работы. Методические рекомендации – URL : https://ulyanovbib.blogspot.com/
4. Доклад «Квест как инновационная игровая технология» : Международный образовательный портал – URL : https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-kvest-kak-inovacionaja-igrovaja-tehnologija.html
5. Игра – основной вид деятельности детей : Открытый урок первое сентября : – URL : https://urok.1sept.ru/articles/671702 (дата обращения 12.02.2023). – Текст : электронный.
6. Квест как форма организации образовательной деятельности в группе для дошкольников 6-7 лет – URL : https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kviest_kak_forma_orghanizatsii_obrazovatiel_noi_dieiatiel_nosti_v_ghruppie_dlia_# : - :text=Основными%20критериями%20качества%20квеста%20выступают,каждый%20квест%20в%20уникальный%20продукт
7. Статья «Современный ребенок дошкольного возраста» : Образовательная социальная сеть nsportal.ru – URL : https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/11/28/esse-sovremennyy-rebenok-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 19.02.2022). – Текст : электронный.