Оксана Владимировна Кутушова
Мини-музеи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Мини – музеи в детском саду»
В настоящее время мини-музеи – это особое, социально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.
Общие положения, касающиеся деятельности музеев в ДОУ приведены в письме Минобразования России от 12.03.2003 № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
Публикация «Мини-музеи в детском саду» размещена в разделах
А началось все, как обычно, с проблемы. С изменением содержания образования педагоги, все чаще стали отмечать невозможность доступного изложения и объяснения, создания образа многих обыденных вещей.
«Стала девочка кудель прясть» – звучит красиво, но загадочно. Что такое кудель и что значит прясть?
«Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз и засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл». На какую такую лопату? На садовую, что ли? Да и зачем на лопату садиться?».
Даже сказки К. И. Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют деталями, с которыми современные дети не сталкиваются.
Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?
Как объяснить, что такое лучина, ступа, веретено и т. д. ?
В то же время никто не отрицает необходимость создания у детей представлений об окружающем мире, знакомства с русской народной культурой, понимания фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.
Мини-музей ДОУ особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям.
Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.
В начале любого созидательного процесса или дела необходимо определиться концептуально, какого качества продукт мы хотим получить. При организации мини-музея ДОУ идейный смысл имеет основополагающее значение.
Вот наша концептуальная идея: создать мини-музей, как часть предметно развивающей среды ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста.
Мини–музеи в ДОУ на современном этапе способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, помогают обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.
• У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
• Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».