Лучший педагог года

Причины этиологии и патогенеза при нарушении речи

Коновалова Наталья
Причины этиологии и патогенеза при нарушении речи

Коновалова Н. И.

Воспитатель подготовительной группы МАДОУ ЦРР-д/с №17 «Алёнушка» г. Кропоткин.

Армавирский государственный педагогический университет

город Армавир, Россия.

Аннотация: в данной статье описаны особенности, а так же причины этиологии и патогенеза при нарушении речи.

Ключевые слова: этиология, патогенез нарушения речи, речь, алалия (дисфазия развития).

Термин этиология –обозначает учение о причинах (этио – причина, логос – наука, учение).

Публикация «Причины этиологии и патогенеза при нарушении речи» размещена в разделах

В основе изучения этиологии речевых нарушений лежит эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики. В этом отношении развитие речевой деятельности ребенка определяется уровнем зрелости его центральной нервной системы и зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Этиологические факторы сложны и полиморфны, наиболее частым сочетанием является наследственная предрасположенность, неблагоприятная окружающая среда и поражение головного мозга или нарушение созревания под влиянием нескольких неблагоприятных факторов [1].

Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности [2].

Этиология и патогенез неразрывно связаны между собой, т. к. без причины невозможно проявление и прогрессирования нарушений.

Причина действует при определенных, специфических условиях и либо способствует возникновению нарушений, либо препятствует их возникновению.

Знание причины нарушения и следствия, возникающие в процессе течения нарушний, представляет большой практический интерес, т. к. позволяет специалисту (педагогу,врачу и т. д.) активно вмешиваться в различные звенья патогенеза и рационально воздействовать на самые существенные из них.

Речь — важная составляющая психического развития ребенка, становление которой происходит в первые годы жизни. Она для ребенка является главным средством связи с окружающим миром, основой получения информации для развития познавательной активности и мышления [2].

При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко иcпользуются данные психолингвистики, основнывающиеся на учении JI. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания [4].

«Речевые расстройства, — говорит Л. А. Квинт, — не дурная привычка, а патологическое или дефективное состояние». На этой же точке зрения стоят также видные немецкие и американские специалисты: Гуцман, Фр шельс, Надолечный, Свифт и др. К ним присоединяется и С. М. Доброгаев. Но исходя из этих взглядов, они трактуют речевые дефекты как «болезни» речи и «лечат» их [1].

Алалия (по современной международной терминологии «дисфазия развития») — системное недоразвитие речи, в основе его лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. В то же время, особенно у детей, выразительная речь характеризуется явными отклонениями, тогда как понимание речи может изменяться, но в целом развивается на более высоком уровне. Наиболее распространенные варианты (экспрессивные и смешанные экспрессивно-рецепторные расстройства) проявляются значительной задержкой развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания.

Причинами этиологии в развитии речи могут быть :

-перинатальные поражения ЦНС,

-нарушения функций артикуляционного аппарата,

-поражение органа слуха,

-общее отставание в психическом развитии ребенка,

-влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов,а так же влияние неблагоприятной окружающей среды.

Трудности в овладении речью возникают и у детей с отставанием в физическом развитии, перенесших тяжелые заболевания в раннем возрасте, ослабленных и истощенных.

Причиной задержки развития речи у ребенка могут быть также аутизм или общая неуспеваемость в психическом развитии. В этих случаях показано углубленное обследование детским психиатром. При дисфазии развития первичным дефицитом являются речевые нарушения, а интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у пациентов в различные возрастные периоды, имеют вторичный характер. Именно эта особенность отличает пациентов с дисфазией от детей с умственной отсталостью, для которой характерно неполное формирование всех высших психических функций и интеллектуальных способностей.

Причина моторной алалии — нарушение функций речедвигательного анализатора (моторного центра речи). У ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, поэтому речевое развитие задержано. Понимание речи не нарушено. Самостоятельная речь либо долго не развивается, либо остается на уровне отдельных звуков и слов.

Перинатальная патология ЦНС играет важную роль в формировании речевых нарушений у детей. Именно в перинатальном периоде происходят наиболее значимые события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Учитывая это, важно выделить группы риска по нарушениям психоречевого развития уже на 1-м году жизни. В группу высокого риска должны быть отнесены дети, у которых в первые 3 мес. жизни в результате клинико-инструментального обследования были обнаружены структурные изменения со стороны ЦНС, недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела, дети с нарушениями со стороны слухового и зрительного анализаторов, недостаточностью функций черепных нервов (в частности, V, VII, IX, X, XII, дети с задержкой редукции безусловных автоматизмов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса.

Основными направлениями коррекции при нарушениях формирования речи у детей являются комплексные воздействия: логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение (в виде повторных курсов препаратов ноотропного ряда). Особое значение при организации помощи таким детям приобретают преемственность работы с детьми специалистов различного профиля (врачи, логопеды, психологи, педагоги). Планирование и реализация коррекционных мероприятий должны происходить по индивидуальным планам каждого ребенка. [3].

Поэтому важно отметить, что чем раньше будет замечена проблема в развитии речи ребенка, тем лучше будут результаты, так как резервные возможности развивающегося мозга ребенка выше с первых дней жизни.

Список литературы:

1. Хватцев М. Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

3. Заваденко Н. Н. Расстройства развития речи у детей : ранняя диагностика и терапия. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2016;116(12) :119-125.

4. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/под ред. Л. С. Волковой. —5-еизд., перераб. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Памятка для родителей по развитию речи дошкольника «Меню красивой речи» Уважаемые родители! Предлагаем Вам несколько простых правил, которые помогут развивать красивую речь у ребёнка. 1. Главное правило - чем.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины этиологии и патогенеза при нарушении речи
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 22:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД