Гульназ Абдрахманова
Развитие музыкального слуха детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня доступность образования достигла такого уровня, когда любой ребенок с любыми отклонениями и нарушениями имеет возможность получить соответствующее образование. На сегодняшний день девизом в образовательной политике и педагогической практике господствует принцип: «Необучаемых детей не существует…»[3, с. 98]. Такой подход к обучению и воспитанию детей с различными нарушениями в развитии реализуется через различные индивидуальные концепции, технологии и методики.
Публикация «Развитие музыкального слуха детьми дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Б. И. Коваленко. Также развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как: Н. В. Серпокрыл, А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, С. А. Ганджий, Н. Б. Коваленко, Б. В. Сермеев, Р. С. Муратов, А. Б. Гордин, М. И. Земцова, Э. М. Стернина, Н. Г. Крачковская, Л. И. Солнцева, А. И. Каплан, В. А. Феоктистова, И. С. Моргулис и др.
Изучением конкретно пространственной ориентации у слабовидящих дошкольников занимались такие ученые, как: А. Г. Литвак, В. С. Сверлов, Л. И. Плаксина, Ф. Н. Шемякин, Е. Н. Подколзина, Л. А. Дружинина и др.
Роль слуха в жизни и деятельности детей с нарушением зрения «значительно больше, чем у нормально видящих» [3, с. 22]. Ведь у слабовидящих детей звуковые ощущения и восприятия имеют не только предметное, но и сигнальное значение: «по колебаниям тембра, интонации, громкости голоса, на дистанции или вблизи слабовидящие дети могут судить о человеке, его настроении, характере, суждениях, отношении к окружающим и о психических состояниях, не видя, зачастую, его мимики и жестов» [4, с. 48]
Для детей с нарушениями зрения существуют специальные образовательные технологии и программы, учитывающие специфику образовательной и воспитательной деятельности с такой категорией детей. Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения. С их помощью родителям легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.
Программы и концепции для слепых и слабовидящих детей по разным предметам соответствуют аналогичным программам общеобразовательных школ по объему и содержанию изучаемого материала, но при этом построены с учетом особенностей развития незрячих и слабовидящих детей. В них, как правило, предусмотрено «использование средств компенсации и коррекции отсутствующего или значительно нарушенного зрения с помощью оптических приспособлений и иных тифлоприборов, а также для слепых - рельефно-графических пособий, для слабовидящих - плоскопечатных пособий» [2, с. 21].
Кроме того, особенностью программ специальных ДОУ для слепых и слабовидящих детей является то, что эти образовательные учреждения предусматривают увеличение продолжительности подготовительного периода, когда большое внимание уделяется формированию у детей конкретных представлений о знаниях в каждой области.
Зрение для любого человека – это ключевой источник получения информации из окружающего мира. Снижение остроты зрения или его полное отсутствие существенно влияет на особенности обучения и воспитания детей. Исходя из этого, выделяют две группы детей, имеющих нарушениязрения. Это полностью слепые дети, которым не помогают средства коррекции, и слабовидящиедети, которые используют обычные средства коррекции.
Учитывая степень детского недуга, психологи, педагоги и методисты разрабатывают для таких малышей специальные программы и концепции, ориентированные на максимально успешное овладение необходимыми умениями и компетенциями. Среди таких аспектов обучения значительное место отводится развитию музыкального слуха у детей с нарушением зрения.
Люди с нарушением зрения имеют хороший слух, поскольку у нихпроисходит замещение зрительного анализатора слуховым и тактильным [1, с. 29]. При этом, опираясь на слуховой анализатор,педагоги у таких детей могут развивать хороший музыкальный слух, обучая их игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия являются важным средством для развития слуха детей вообще, и в частности для детей с нарушениями зрения.
Безусловно, для успешного развития музыкального слуха детей с нарушениями зрения необходимы специальные методики и подходы обучения.
При развитии у ребенка с нарушениями зрения музыкального слуха важно строить занятия так, чтобы выполнение любого задания доводилось у детей до автоматизма. Любой учебных материал (игрушки, пособия, иллюстрации) должен быть крупных размеров и непременно ярким [4, с. 66]. Также обязательно на таких занятиях пользоваться музыкальными игрушками и иными звуковыми пособиями,которые предназначены для стимуляции звуковых и тактильных ощущений.
Также на занятиях необходимо регулярно использовать разнообразные музыкальные инструменты, предлагать детям к прослушиванию разные отрывки, учить детей отличать одни звуки от других, развивая тем самым «слуховую» чувствительность.
Эффективными будут посещения театральных музыкальных представлений (концерты, кукольные представления и т. д., на которых ребенок ко всему прочему учится самостоятельности и навыкам самообслуживания, которые пригодятся слабовидящему или слепому ребенку в жизни вообще.
Кроме того, «сочетание музыки и движения помогает преодолеть недостатки психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения» [3, с. 70]. С помощью музыкально-ритмических движений, можно «компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, учить детей владеть своим телом, формировать умения дифференцировать движения в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения музыке, придавая им выразительность и уверенность» [5, с. 101].
Помимо всех названных аспектов, немаловажно задействовать и возможности семейного воспитания, поручив родителям, бабушкам и дедушкам регулярно заниматься музыкой посредством контактов с звуковыми игрушками, соответствующими пособиями и живой музыкой.
Такая всесторонняя работа по развитию музыкального слуха у детей с нарушениями зрения способна принести желаемые результаты, особенно если описанные методы будут использоваться в комплексе, включая даже воспитательный потенциал семьи.
Список литературы
1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А. Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М. : Логос, 1993. - 78 с.
3. Григорьева Г. В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2001. - №2. – с. 66-69.
4. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
5. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения : Сб. статей / Под ред. В. З. Кантора. - М. : ИПТК Логос ВОС, 2001. - 112 с.