Папки-передвижки

Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей

Елена Чунюкина
Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей

«Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям»

В. Н. Сорока-Россинский.

В наше время, полное противоречий, агрессии и тревог, мы, педагоги, задумываемся о том, какими вырастут наши дошкольники. Не вырастет ли в их лицах поколение, не имеющее нравственных ценностей. Перед нами возникает главный вопрос: какими способами возрождать национальные нравственные ценности. На мой взгляд, для этого нет лучшего пути, чем познакомить детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую культурными и семейными традициями, духовным и историческим прошлым.

Публикация «Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах

Сегодня незаслуженно забыта традиционная русская кукла. А ведь именно народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве. На мой взгляд, сегодня народная кукла может стать эффективным способом познания детьми мира народной культуры, средством их приобщения к народным традициям и духовным ценностям.

Моя история началась с посещения Краеведческого музея нашего города. Для меня было открытием, что существовало такое множество видов народных кукол. Там я узнала многое о русской обрядовой кукле. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид. И в наши дни она по–прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. В народной жизни кукле отводилась важная роль. Она была не только забавой, но и участницей многих праздников и обрядов, являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода. Она «росла» и менялась вместе с ростом и развитием человека. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, полагая, что она охраняет его покой и сон. Нарядно одетая кукла украшала свадебные столы. Возможно, отголоском этой традиции стала кукла в свадебном наряде на машине жениха и невесты. Так, Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы из веток делали Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

Так же куклы обладали еще различными волшебными свойствами, потому что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Самыми распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которых закручивали из старых лоскутков и связывали при помощи узлов. Именно тряпичная кукла привлекла мое внимание, так как я с детства любила шить куклам одежду. Интересно, что при изготовлении тряпичных кукол недопустимо использовать иглу и ножницы, поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. Постепенно я овладела приемами изготовления нескольких кукол. Свои знания и умения я постаралась передать детям на наших совместных творческих занятиях в группе.

Мне нравилось наблюдать за творческой работой детей с родителями. Некоторые трудности, например, при завязывании узелков, детям помогали преодолевать родители, а дети, наоборот, советовали, какой цвет ткани подойдет для юбки их куколке, какой платочек, поясок. Они создавали вместе свой маленький шедевр, вкладывали в него свою душу. Куколки получались совершенно разные и очень красивые, а главное, ребята с гордостью показывали их друг другу и играли с ними.

Мы знаем, что из-за своей занятости родители недостаточно уделяют внимания своему ребенку. Поэтому участие мам придавало особую значимость нашим творческим занятиям с детьми. Еще в древности именно мама помогала дочери делать любимую куклу, передавая в ней все свое мастерство, любовь и заботу. Хорошо, что мы имеем возможность возрождать семейные традиции в детском саду.

Сделанные самостоятельно и совместно с родителями тряпичные куколки, мы передавали в музей нашего детского сада. После каждого занятия по изготовлению кукол наш музей пополнялся «экспонатами». Конечно, дети не сразу делились своими куклами. Сначала они их брали домой, играли, а позднее приносили. Так день за днём наш музей увеличивался. Изготовление кукол приносило радость. Работа с мягким материалом давала ощущение тепла, развивалась мелкая моторика пальцев у детей. С готовыми куклами дети играли, оттеснив промышленные игрушки. А это ещё одна положительная сторона влияния народной куклы на ребёнка.

Как приятно было видеть положительные результаты проделанной работы, когда дети с восторгом показывали и рассказывали своим родителям о той кукле, которую удалось им сделать. Они гордились тем, что могут рассказать мамам историю создания куклы. Катина мама, забирая дочь, спросила: «А почему у твоей куклы нет лица Девочка с гордостью ответила: «Мама! Куклам нельзя рисовать лицо! Раньше говорили: если нарисовать лицо, то в куклу вселится злой дух и сможет навредить всей семье». А Арина, у которой скоро должна родиться сестрёнка, сделала «Пеленашку», куклу для младенца, и сказала: «Я положу её в кроватку, и она будет защищать мою сестрёнку». Внимание мальчиков привлекла кукла «Десятиручка». Артем сказал: «Я сделаю и подарю эту куклу маме, чтобы она всегда успевала делать все домашние дела и не так уставала». Аля однажды подошла и спросила: «А можно сделать такую куклу, которая поможет помирить маму и папу». Я поняла, что в семье произошел конфликт. Это послужило причиной для изготовления следующей куклы - «Веник». Считалось, что если открыть окно и помести этой куклой, то ссоры прекратятся, а муж с женой помирятся. Мы её вместе сделали. На следующий день, девочка пришла радостная и сказала: «Маму с папой помирила кукла».

Работа по изучению тряпичной народной куклы не могла ограничиться только ее изготовлением. Родители помогли создать дидактические игры: «Собери куклу», «Узнай по описанию», «Сделай куклу сам», которые не только позволили применить знания детей о народном промысле, но и способствовали развитию мышления, воображения, связной речи. Для более широкого знакомства детей с русскими традициями на занятиях с детьми я использовала народные подвижные игры «Жмурки», «Карусель», хороводные игры «Долгая Арина», «Каравай», сюжетно-ролевую игру «Семья». Мы рассматривали иллюстрации с народными игрушками, составляли описательные и творческие рассказы на тему «Моя любимая кукла», заучивали народные песенки, пословицы, потешки о народной игрушке, проводили беседы на тему «История народной куклы», «Народная игрушка», рисовали тряпичную куклу по выбору детей. За чашкой чая была проведена беседа с родителями на тему: «Куклы наших бабушек», на которой я поведала о тайнах русской тряпичной куклы, ее видах и отличиях от современных кукол Винкс. Итогом моей работы с детьми и родителями стало интегрированное занятие на тему «Куклы из бабушкиного сундука», на котором дети показали свои знания и умения.

Таким образом, главная задача воспитания подрастающего поколения - возрождение духовности и нравственности. Наряду с задачами приобщения дошкольников к истокам национальной культуры на основе познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле мною решались задачи воспитания духовно-нравственных качеств личности : послушание, уважение к старшим, милосердие, доброта, терпение, любовь, уважение к Родине и своим близким. Гордиться своей землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, я считаю, должен каждый гражданин своей страны. Наша главная задача, используя различные средства и методы приобщения дошкольников к народным традициям и духовным ценностям, – заложить у детей «фундамент» патриотизма, приложить все усилия для того, чтобы воспитать достойное поколение.

Публикации по теме:

Индивидуальный план по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МКДОУ «Волчихинский детский сад №2» Кравцовой Татьяны Викторовны 2017- 2018.

Якутские сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные звездочки» Воспитатель подготовительной группы; Васильева А. И. Якутские сказки как средство духовно – нравственного.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста «Художественное слово, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста». Притча «Воспитатель - тот же садовник».

План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Воспитатель: Петрова О. П. Актуальность Актуальность.

Русская народная культура, как средство воспитания духовно — нравственных качеств дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе «Красные Зори» «Жизнь есть труд; труд есть жизнь» Авва Исаия [9]. История детского дома «Красные Зори и его воспитанников – действительно книга судеб.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 14 октября 2017 в 21:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД