Папки-передвижки

Статья «Здоровьесберегающие технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Раушания Кинзябулатова
Статья «Здоровьесберегающие технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кинзябулатова Р. Н.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» г. Пыть-Ях

В современном мире человек порой безжалостно относится к своему здоровью. Стрессы, чрезмерные нагрузки, неумеренное и неправильное питание, малоподвижный образ жизни, порой многочасовое сидение перед телевизором и за компьютером – все это факторы, негативно влияющие на организм человека. Часто можно слышать выражение, что «Тело – это помощник человека в обеспечении его материальными благами». Но, несомненно, его нужно любить, быть с ним в содружестве, тренировать, учить выполнять максимально возможное количество движений, для достижения поставленных целей.

Публикация «Статья „Здоровьесберегающие технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Все мы родом из детства. Именно в нем закладываются основные задатки, способности, формируется психоэмоциональная сфера, и, конечно же, это время, когда закладывается основной «фундамент» здоровья. Поэтому его необходимо максимально суметь сохранить, поддержать и обогатить в этом «золотом» возрасте.

Культивирование здорового образа жизни, оздоровление ребенка – все это является приоритетными задачами модернизации российского образования. Здоровьесберегающие технологии являются одним из средств решения обозначенных задач. Без них современный учебный процесс, особенно при работе с детьми дошкольного возраста, стал уже практически немыслим.

На сегодняшний день создано большое количество здоровьесберегающих технологий. Это и медико-профилактические, и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии направленные на обеспечение социально-психологического благополучия учащихся и воспитанников, и просвещение детей и родителей в области оздоровления и многое другое. Все они направлены на воспитание здоровых детей как физически, так и психически. Причем обоим аспектам уделяется одинаково большое внимание.

Предмет «Окружающий мир и его культура», является одним из предметов отделения раннего эстетического развития детей дошкольного возраста средствами искусства, на котором именно психическому аспекту здоровья ребенка уделяется наибольшее внимание. Так как живопись, классическая музыка, беседы об искусстве театра, хореографии развивают ребенка в духовном и культурном аспекте, что несомненно положительно формирует его психическое здоровье.

На каждом уроке, примерно 3 минуты уделяется музыкотерапии. Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психологического состояния человека на производстве, в школе, в вузах.

Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Так же, в качестве здоровьесберегающей технологии, на уроках проводятся физкультминутки. Чаще всего они применяются, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).

«Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным». Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т. п.).

Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, физкультминутку можно не проводить.

Так как уроки на предмете проходят за партами, встает вопрос и правильной осанки у детей.

Искривления позвоночника и следующие за ним заболевания у детей, существенным образом влияют на способности к обучению, дальнейшую трудоспособность, cтрадает красота фигуры, появляются и прогрессируют сопутствующих заболевания различных органов и систем. По медицинским показаниям, формирование правильной осанки следует проводить у детей начиная с 4 лет, именно тот возраст с которого дети начинают посещать занятия в детской школе искусств на предмете «Окружающий мир и его культура». Поэтому прививать привычку правильно сидеть за партой, столом особо важно.

Мебель в кабинете на уроках «Окружающий мир и его культура» соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, вся она ростовая. То есть столы, за которыми занимаются дети, имеют высоту на 2-3 см выше локтя свободно опущенной руки ребенка. Высота стульев равна высоте голени, т. е. ноги сидящего ребенка достают до пола и согнуты в коленях под прямым углом. Спина во время сидения должна плотно прикасаться к стенке стула за которым занимается учащийся. Между грудью ребенка и краем стола должно быть расстояние 1,5 - 2 см, голова слегка наклонена вперед. В таком положении ребенку будет комфортно заниматься, мозг будет максимально воспринимать новую информацию, сохраняется хорошее зрение. А регулярные разминки, смена положения и рода занятий способствуют отличному усвоению материала и сохранения физического здоровья.

Так же как одной из форм здоровьесберегающих технологий на уроках используется метод релаксации. Так как в современном мире, полном стресса и спешки, не только взрослые, но и дети подвергаются чрезмерному утомлению, раздражительности. Понятие «стресс» стало обыденным. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально. Поскольку наши душа и тело - единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности. Если "стресс" - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных внешних воздействий, то "релаксация" – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т. д.

Музыка со звуками леса, природных явлений, спокойный голос преподавателя, удобная поза учащихся – важные составляющие релаксации.

В завершении хотелось бы, процитировать слова Цицерона «Тщательно заботься о своем здоровье». Здоровьесберегающие технологии являются одной из ступеней к обеспечение реального уровня здоровья детей. Осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Публикации по теме:

«Летом в лесу». Изодеятельность в детском саду«Летом в лесу». Изодеятельность в детском саду "Летом в лесу" Рисунок. гуашь. акварель" Шванская Лиза,6 лет. Объединение "Радуга" Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Здоровьесберегающие технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 мая 2014 в 17:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Здоровьесберегающие технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Раушания Кинзябулатова (УИ 109743) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД