Статья «Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста»

ольга конопляникова
Статья «Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста»

Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста.

Составил: Конопляникова Ольга Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад№ 40 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Цель: вовлечение родителей к совместной педагогической деятельности.

Взаимодействие и тесное сотрудничество с семьёй является основой работы педагога в ДОУ:

• Диалог с родителями;

• Совместная деятельность.

При совместной деятельности с родителями формируются их навыки:

• в умении взаимодействовать с ребёнком.

Направления работы с семьёй:

• Совместная деятельность с родителями;

• Консультирование родителей;

• Информирование.

Принципы работы с семьёй:

1. Системность работы;

2. Активность педагога;

3. Применение дифференцированного подхода в работе с родителями;

Основы здоровья закладываются в семье. Поэтому, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Для планирования и проведения этой работы в начале учебного года можно использовать анкетирование.

(См. приложения в сноске)

Формы работы с родителями:

1. Общее родительское собрание.

2. Наглядные формы деятельности.

Можно подготовить для родителей в письменном виде информацию - показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, мышления, воображения, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.

3. Круглый стол.

Тема: «Двигательная активность ребёнка».

Участвуют: старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по физической культуре, психолог, и другие специалисты. Общение свободное. Данные мероприятия можно провести в каждой из возрастных групп, акцентируя внимание на задачи программы, работающей в ДОУ. Следует применять различные методы.

4. Консультации для родителей могут быть как устными, так и письменными, плановыми и не плановыми, так же как и тематика консультаций разнообразная.

5. Дискуссия по проблеме физического развития детей.

Данную дискуссию предпочтительно провести с родителями детей старшего возраста, заранее пригласив специалистов: воспитателей подготовительной группы, учителей начальных классов, психолога. Желательно использовать методы, соответствующие создавшейся ситуации или обстановке.

6. «Устные журналы».

Эту форму можно проводить регулярно с заданными рубриками, которые имеют место в том или ином журнале. Например, «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка», «Советы специалиста», «Это интересно знать», и др. ; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы могут дать: врач, психолог, физиолог и другие специалисты. Главное — эти встречи должны быть неформальными, заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

7. К индивидуальным формам относятся:

одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей - это педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена как в собрание, так и в посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; активное участие воспитателя и родителей и есть её особенность. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Родители заранее получают вопросы, на которые хочет получить ответы педагог. Планируя темы бесед, надо охватить, по возможности, все стороны воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, с приведением фактов, положительно характеризующих ребенка. Рекомендуется детально всё продумать, так как от этого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

8. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

9. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование формы:

1. Информационно - аналитические;

2. Наглядно – информационные;

3. Познавательные;

4. Досуговые;

Цель использования этой формы:

1. Выявление интересов, запросов, потребностей, родителей, уровня их педагогической грамотности;

2. Формирование у родителей, знаний о воспитании развитии детей. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей;

3. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

4. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные праздники, досуги, участие родителей и детей в различных выставках.

Формы проведения общения:

1. Опросы, социологические срезы, организация «Почтового ящика»;

2. Организация дней открытых дверей, информационные проспекты для родителей, открытых занятий и иных видов деятельности детей, организация мини-библиотек, выпуск газет;

3. Семинары - практикумы, педагогическая гостиная, педагогический брифинг, проведение собраний, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей консультаций в нетрадиционной форме.

4. Совместные праздники, досуги, участие родителей и детей в различных выставках.

1. Домашние задания позволяют решить сразу несколько задач: помочь организовать содержательное общение родителей с детьми, повысить двигательную активность детей, поднять отстающих. Они должны быть обязательно конкретными по содержанию, индивидуальными и небольшими по объему.

2. Совместные праздники, физкультурные и досуговые мероприятия, дни здоровья, туристические походы.

Все эти мероприятия обязательны, так как позволяют с пользой проводить свободное время, которое родители посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.

Планирование работы педагогов с семьей включает в себя следующее:

• плановые беседы с родителями по обсуждению

индивидуального развития ребенка (не плановые беседы фиксируются в учете работы); например, в плане он отмечает: «Побеседовать с мамой Игоря Н. о необходимости выполнения режима дня» или: «Выяснить у мамы Наташи С. причины ее капризов»;

• наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

• просмотр родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, прослушивание аудиозаписи;

• вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лепка, конструирование, участие в Игре-драматизации, спортивных играх);

• привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;

• проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

Планирование работы с семьей предусматривает:

• ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка и состояния здоровья, а так же с индивидуальным планом его оздоровления, необходимостью рационального режима и полноценного, закаливания, сбалансированного питания;

• формирование у родителей основ валеологической грамотности, знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и в семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам дыхательной гимнастики, закаливания, массажа);

• обучение родителей разнообразным техникам общения с детьми.

Запланированные традиционные родительские собрания, «Круглые столы», «Устные журналы», фронтальные встречи с родителями детей, периодически проводятся воспитателем в течение всего учебного года. В календарном плане указывается тема встречи и форма ее проведения. Кратко можно обозначить методы активизации родителей.

Только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома можно добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, а так же в повышении их двигательной активности. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае настольным играм (мозаика, лото и т. п.). При этом, родители не принимают во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.

Из выше сказанного, мы видим, что организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений является одной из главных задач взрослого. А для этого тесное сотрудничество семьи и детского сада необходимо.

Приложение (5 анкет) смотреть по ссылке: Ж. «Дошкольное воспитание» № 9 1998г. И. Григорьева, Л. Козлова «Как мы работаем с родителями»

(В полном объёме смотреть статью на личном сайте - журнал "Экстернат РФ")

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Петербургский цветок» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Петербургский цветок» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Петербургский цветок», для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Мурахина Ирина Петровна воспитатель коррекционной.

Презентация к родительскому собранию на тему «Вырастим толерантного дошкольника» Материал для родителей. В презентации представлен материал по основным вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Материал.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Основные направления работы с семьёй по формированию здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 18:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Видео и музыкально-развивающая сказка с движениями «Рукавичка» для детей средней...
( Рассказывание сказки с элементами драматизации, имитация движений животных) Раз, два, три в сказку попади. Итак, мы в холодном осеннем лесу «Шёл...
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук...
Конспект беседы для детей старшей группы «Бархатцы»
h3]Цели:[/h3] продолжать учить различать и называть цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе....