Проблемы воспитания ребенка с ОВЗ в семье

Нина Буглаева
Проблемы воспитания ребенка с ОВЗ в семье

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь.

Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Это обстоятельство не так очевидно, как кажется. Хотя во многих случаях признаки неблагополучия можно заметить уже в первые недели жизни, зачастую проходят месяцы и годы, прежде чем с ребенком начинается коррекционная педагогическая работа. Между тем опыт подтвердил, что чем раньше начато оказание помощи, тем больших результатов удается достичь.

К сожалению, помощь семьям часто ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация — не менее важная часть социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и нуждаются в ней не только сами ребята, но и их родители.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является тяжелым жизненным событием в семье. Трудности, связанные с воспитанием такого ребенка вызывают качественные изменения в жизни семьи. В семье происходят изменения на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

1. Психологический уровень: характеризуется изменениями в эмоционально-волевой и личностной сферах родителей.

2. На социальном уровне происходит нарушение межличностных (супружеских, родительских) отношений, разрушаются социальные отношения с другими людьми.

3. Соматический уровень обусловлен повышением нагрузок на родителей, отсюда соматические заболевания, вегетативные расстройства.

Сообщение об инвалидности ребенка вызывает у родителей эмоциональные расстройства, которые объединяются под общим понятием «родительский стресс». Со временем этот стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться. По мнению многих ученых родительский стресс проходит несколько стадий.

Первая стадия – это эмоциональная дезорганизация. Родители испытывают шок, растерянность, беспомощность и страх. На этой стадии должна оказываться помощь психолога направленная на укрепления внутрисемейных отношений.

Вторая стадия – это период негативизма и отрицания. Некоторые родители не признают наличие проблем и диагноз, другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка. На этой стадии так же необходима работа психолога, направленная на укрепление сотрудничества между членами семьи. Очень ценным в это время является общение с родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами, но старшего возраста, имеющими опыт воспитания ребенка с ОВЗ. Родители, как правило, больше доверяют информации полученной от других родителей, чем от специалистов.

Третья стадия – горевание. По мере того, как родители принимают и понимают проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины. Трудно оценить степень воздействия такого сильного потрясения.

Четвертая стадия – адаптация, характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием больного ребенка. Часть родителей способна самостоятельно достичь уровня адаптации, остальные же, по мнению специалистов, нуждаются в психологической помощи и поддержке.

Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психолого-педагогическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

Анализ практической и научно-исследовательской литературы по изучению проблем в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, позволили выявить ряд социально-педагогических проблем.

1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

4. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Психологическая помощь детям и подросткам с нарушениями в развитии – это сложная систему психологореабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям ребенка.

Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на имеющийся психический или физический дефект, неадекватный стиль семейного воспитания, госпитализм и др.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

Нормальное воспитание ребенка с самыми тяжелыми и даже множественными нарушениями возможно, если с рождения рядом с ним постоянно находятся любящие взрослые, правильно понимающие основные задачи его воспитания в разные возрастные периоды.

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М„ 1986.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. — М.: ВЛАДОС, 2004.

Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье

Публикации по теме:

Гендерное воспитание ребенка в семье Почему среди мальчишек так много «трудных»? Почему с девочками обычно проще и удобнее? Эти вопросы затрагивают каждых родителей в наше тяжелое.

Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье» Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети.

Анкета для родителей «Проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста» Предлагаемая анкета для родителей ориентирована на изучение особенностей речевого поведения ребенка от 1 года до 2—2,5 лет в ситуациях,.

Консультация для родителей «Особенности условий музыкального воспитания детей в семье» Особенности условий музыкального воспитания детей в семье. Многие музыкальные руководители хотят видеть в родителях своих союзников, помощников.

Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Среди проблем неполных семей особенной острой предстает проблема ее функционирования.

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников Потурнакова Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №11 Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников. Министерство образования.

«Проблемы и подходы к формированию валеологической культуры ребенка». Деловая игра Деловая игра Проблемы и подходы к формированию валеологической культуры ребенка Цель: Обеспечить условия для демонстрации успешности деятельности.

Рекомендации родителям по коррекции неправильного стиля воспитания в семье Рекомендации родителям по коррекции неправильного стиля воспитания в семье. Исследовав отношения между детьми и взрослыми, мы разработали.

Статья «Творческое саморазвитие ребенка» Новые законы в образовании, потребность в адаптации к новым условиям и требованиям, говорит нам о том, что дети должны обладать потенциалом.

Статья «Значении художественной литературы в формировании личности ребенка» Одно из важнейших направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы. Направление это предполагает усиление.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проблемы воспитания ребенка с ОВЗ в семье
Опубликовано: 5 мая 2016 в 20:48
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»
«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики...
Консультация для воспитателей «Мероприятия по смягчению периода адаптации детей при...
Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлении в ДОУ Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных...
Консультация «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
К. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий...
Картотека загадок «Доскажи словечко»
Цель: развивать способность отгадывать загадки, мышление детей. Он и волк, и Дед Мороз, И смешит ребят до слез. В прошлый раз был педагогом,...