Большакова Сардана
Статья «Психоэмоциональное развитие детей коррекционной группы посредством музыкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Большакова С. Н.
ЦРР – д/с «Туллукчаана»
с. Ытык - Кюель
Главной задачей педагогов на этапе дошкольного детства - это общее психическое развитие. Особенно эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Как отметил Л. С. Выготский, гармония личности возможна при условии «единства интеллекта и аффекта».
Публикация «Статья „Психоэмоциональное развитие детей коррекционной группы посредством музыкотерапии“» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В последние годы становятся все больше детей с различными нарушениями. Но больше всего они отличаются эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, агрессивностью, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Дети часто болеют, гиперопекаемы, поэтому медленно адаптируются в незнакомой обстановке, отстают от программы, и боясь оказаться «незнайкой» могут замкнуться в себе. Они не умеют играть, контактировать с другими детьми часто плачут, выражают свое эмоциональное состояние громкими криками, бесцельно бегают, шумят, мешают другим детям. Учитывая особенности развития детей коррекционной группы в своей работе музыкального руководителя, использую метод музыкотерапии, который является самым эффективным и доступным средством нормализации эмоционального состояния, устранение страхов, двигательных и речевых расстройств, психосамотичных заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Объем и длительность занятий зависит от уровня развития, индивидуального темпа, работоспособности и особенности поведения детей. Каждое занятие начинаю с двигательных и оздоровительных упражнений на дыхание и самомассажа.
Обязательны музыкально дидактические и музыкально подвижные игры. И еще дети очень любят слушать песни с мультфильмов с удовольствием поют вместе с любимыми героями, придумываем пластические этюды, движения, жесты к исполняемой песне. Очень популярны: «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки», «Песенка Львенка и Черепахи», «Бременские музыканты», «Песенка Водяного», «Песенка Винни Пуха», «Облака» и. т. д.
Подвижные игры:
«Собери грибочки по цвету», «Веселые шляпки», «Ручеек», «Булчут уонна куобахтар» (Охотник и зайцы, «Балыксыттар» (Рыбаки, «Кордоох кыыллар» (Веселые зверята, «Карусель», «Паровозик».
Музыкально- дидактические игры:
«Кошка и котенок», «Колокольчик и барабан», «Кто как лает», «Кто в теремочке живет», «Музыкальное лото», «Кто живет у бабушки», «Что как звучит» и. т. д.
Игровые упражнения на развитие мимики:
- Съели кислое яблоко и лимон.
- Рассердились на драчуна (сдвигают брови)
- Встретили подругу (друга)
- Испугались собаки.
- Удивились (широко открываем глаза, приподнимая брови)
- Обиделись (опускаем уголки губ)
- Умеем лукавить (моргают глазами по одному)
Игровые упражнения по обучению жестам:
- Здороваемся
- Покажите высокого дядю, низкого, там вверх, вниз вокруг, я, ты, мы, маленького комарика медведя.
Игровые упражнения по развитию пантомимики:
- Расцвели как цветы
- Завяли как травка
- Полетели как птицы
- Крадется лиса
- идут пингвины
- Кыталыктар ункулууллэр (Танец стерхов)
- Жук лежит на спине не может встать
- Мчатся олени
- Убежали мышата
- Ходим как король королева
Театрализованные игры:
«Колобок», «Таал-таал эмээхсин» («Старушка Таал – Таал» якутская нар. сказка, «Стрекоза и муравей», «Муха –Цокотуха», «Репка».
Игры с пиктограммами: «Весело грустно».
Для коррекции речевых расстройств и развития полиритмического слуха использую считалочки и речевые ритмические упражнения со звучащим жестом (хлопки, шлепки, цоканье и. т. д., пропевание гласных звуков с движением рук.
Упражнения для релаксации проводятся в начале занятия с целью настройки, так и в конце с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Тихо звучащая музыка помогает детям лучше расслабляться во время релаксации: «Утро» Э. Трича, «В церкви» П. И. Чайковского, «Раздумье» С. Майкопова, «Порыв» Р. Шумана.
Детское воображение, интерес проявляется и формируется ярче всего игре. Так через музыкальные игры мы добились положительно - эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным занятиям, вовлекли неактивных детей в общую игру. Игра дала детям организованность, ответственность, желание помочь друг другу, интерес и непроизвольное запоминание теоретического материала. Результаты проделанной работы мы увидели в итоговых музыкальных конкурсах – развлечениях.
Литература:
1 Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Музыкальные занятия в детском саду. М. : 1999
2 Ворожцова О. А. Музыкальная арт – терапия для детей. М. : Гном – Пресс, 2004.
3 Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. : АРКТИ, 1999.
4 Музыкальный руководитель//ООО «Издательский дом «Воспитание дошкольника» номера 2004, 2005, 2006 г.
5 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред Н,Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. – М. Мозаика – Синтез, 2012, с 304