Груденкова Елена Николаевна
Статья «Развитие навыков ориентировки, как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков ориентировки в микропространстве как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения.
Понятие «пространственной ориентировки» многогранно и отдельные ее аспекты рассмотрены в общей психологии и педагогике рядом исследователей (Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Э. Я. Степаненкова и др.).
Публикация «Статья „Развитие навыков ориентировки, как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
Они отмечают, что пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, основанное на взаимодействии различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процессе овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства. Начальные стадии формирования пространственной ориентировки связаны с предметно-практическим освоением детьми пространственных направлений, начиная с собственного тела и ближайшего пространственного окружения, а затем и словесной системы отсчета. Важное значение имеет активная предметно-практическая деятельность детей: манипуляция с предметами, передвижение в пространстве, позволяющее дошкольникам конкретно знакомиться с окружающим пространством и его признаками.
Рассматривая особенности развития пространственной ориентировки у дошкольников, следует выделить два ее вида: ориентировка на собственном теле и ориентировка в окружающем пространстве. Тесная связь этих двух видов ориентировки обусловлена тем, что первый вид ориентировки развивается раньше второго, и тем, что ориентировка на собственном теле лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве. Различение детьми частей своего тела и определение парно-противоположных сторон «на себе» является, в свою очередь, чувственной основой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.
В реализации задач подготовки к успешному обучению в школе у детей дошкольного возраста важное место занимает формирование пространственных представлений как основы мыслительной деятельности и навыков ориентировки в микропространстве. Ориентировка в микропространстве- это ориентировка в зоне точных движений рук: на собственном теле, на листе бумаги, в книге, на плоскости стола. Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.
Умение и способность ориентироваться в микропространстве напрямую связано с дальнейшим освоением навыков чтения, письма и рисования, поэтому оно является исключительно важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.
Многочисленные работы Е. В. Замашнюк, В. А. Кручинникова, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной, Л. В. Фомичевой и других позволили выявить, что дошкольники с нарушениями зрения не способны спонтанно самостоятельно овладеть навыками ориентировки в микропространстве, а нуждаются в специальном систематическом обучении.
В исследованиях тифлопедагогов выявлены особенности ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения : затруднения в овладении пространственными представлениями, практической ориентировкой в микро и макропространстве, в словесном обозначении пространственных отношений; сложности формирования представлений о форме, величине, пространственном местоположении; ограниченные возможности дистантного (на расстоянии) восприятия; недостаточная продуктивность узнавания реальных объектов (из трех видов изображений – цветной, контурной, силуэтной – лучше всего дети узнают цветной, т. к. он дает дополнительную информацию). Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела : формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения : детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. При выполнении задания по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.
В проведенном нами исследовании принимали участие старшие дошкольники с нормальным и нарушенным зрением. Детям предлагались задания, с помощью которых выявлялось умение ориентироваться в микропространстве, что в дальнейшем, позволило спрогнозировать, с какими трудностями столкнутся дошкольники при поступлении в школу. Содержание заданий включало диагностику умений: ориентироваться на себе (проверка умения отличать и называть правую и левую части тела); ориентироваться от себя и от куклы, т. е. в зеркальном отображении (проверка умения отличать и называть правую и левую руку, ногу, глаз, ухо, правую и левую части тела); ориентироваться на листе бумаги в клетку (для оценки индивидуальных особенностей в развитии графо-моторных умений и навыков с использованием графического диктанта); ориентироваться на столе с использованием схем (рассмотреть изображение на схеме и расставить игрушки на столе так, как на схеме).
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что для детей как с нормальным, так и с нарушенным зрением характерно преобладание среднего уровня развития навыков ориентировки в микропространстве. Качественный анализ позволяет говорить о том, что ориентировка на своем теле, его симметричность, пространственное расположение частей тела, не вызвала затруднений в обеих группах. В тоже время дети с нарушением зрения в большей степени, чем нормально видящие испытывали трудности при ориентировке в зеркальном отражении. Они путались в нахождении правой и левой части тела куклы при зеркальном отражении, при развороте на 180 градусов, определяли соответствующие стороны по отношению к себе, не осуществляли мысленного пространственного разворота, выполняли действия наугад и ожидали помощи со стороны педагога. При выполнении графического диктанта на листе бумаги дошкольники с нарушением зрения допускали также большее количество ошибок, чем дети с нормальным зрением. Однако некоторые из них характерны для обеих групп: не соблюдали границы клетки, путали направление движения право-лево, ошибались при счете клеток. Можно предположить, что в дальнейшем эти респонденты будут испытывать трудности в овладении навыками письма и счета. Наибольшую сложность для испытуемых обеих групп вызвало задание на ориентировку на столе с использованием схемы. Дети легче справлялись при ориентировке от себя («Какой предмет от тебя дальше, а какой ближе?») и сложнее с ориентировкой относительно другого предмета («Что ближе шар или куб?»). Также допускали ошибки в назывании геометрических фигур, в словесном обозначении их местоположения.
Выявленные нами трудности ориентировки в микропространстве можно предупредить включением в повседневную деятельность детей с нарушением зрения специальных заданий, направленных на развитие данных умений. С этой целью рекомендуется проводить игры и упражнения, направленные на активизацию зрительной памяти и зрительного внимания детей, умений с помощью зрения сравнивать предметы и изображения, определять их пространственные признаки, оценивать пространственные отношения между ними.
Е. В. Замашнюк, Е. Н. Груденкова