Татьяна Лодочникова
Статья «Развитие познавательного интереса у детей средствами декоративно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Многие авторы отмечают, что отношение к учебным предметам дифференцируется к моменту перехода детей в школу и в первые годы учёбы. Практика школ и психолого – педагогические исследования убедительно доказывают, что одна из главных причин негативного отношения учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости – слабое развитие познавательных процессов или их отсутствие. Экспериментальные данные Л. И. Божович, Л. А. Венгера, Н. Г. Морозовой свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов – один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Работы Л. С. Славиной по изучению причин неуспеваемости и недисциплинированности учеников младших классов выявляют следующее : большинство неуспевающих составляют так называемые интеллектуально – пассивные дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Причина, с точки зрения Л. С. Славиной – несформированные своевременно познавательные процессы. Вот почему определение и создание условий, способствующих развитию и воспитанию познавательных процессов в дошкольном возрасте представляется весьма важным : дальнейшее интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов зависит от их наличия и активности.
Публикация «Статья „Развитие познавательного интереса у детей средствами декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах
Анализ психолого – педагогических исследований показывает взаимосвязь познавательных процессов с деятельностью,уровнем знаний. Так, с одной стороны, интерес влияет на выполнение деятельности, считается условием творческого к ней отношения, с другой - он проявляется именно в деятельности. Однако, не всякая деятельность в одинаковой мере способствует развитию познания. Нет деятельности, в которой в какой – то степени не удовлетворялся бы познавательный интерес. Есть такая, где он удовлетворяется в высшей степени, и она служит толчком для его развития; и есть деятельность, где он едва проявляется и едва развивается. Поэтому главное при воспитании познавательных интересов – организовать содержательную деятельность
Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности : гуманизм, оптимизм,мудрость, извечное стремление к красоте. Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности детям делают его незаменимым средством воспитания ребёнка.
Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Многие авторы отмечают, что отношение к учебным предметам дифференцируется к моменту перехода детей в школу и в первые годы учёбы. Практика школ и психолого – педагогические исследования убедительно доказывают, что одна из главных причин негативного отношения учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости – слабое развитие познавательных процессов или их отсутствие. Экспериментальные данные Л. И. Божович, Л. А. Венгера, Н. Г. Морозовой свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов – один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Работы Л. С. Славиной по изучению причин неуспеваемости и недисциплинированности учеников младших классов выявляют следующее : большинство неуспевающих составляют так называемые интеллектуально – пассивные дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Причина, с точки зрения Л. С. Славиной – несформированные своевременно познавательные процессы. Вот почему определение и создание условий, способствующих развитию и воспитанию познавательных процессов в дошкольном возрасте представляется весьма важным : дальнейшее интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов зависит от их наличия и активности.
Анализ психолого – педагогических исследований показывает взаимосвязь познавательных процессов с деятельностью,уровнем знаний. Так, с одной стороны, интерес влияет на выполнение деятельности, считается условием творческого к ней отношения, с другой - он проявляется именно в деятельности. Однако, не всякая деятельность в одинаковой мере способствует развитию познания. Нет деятельности, в которой в какой – то степени не удовлетворялся бы познавательный интерес. Есть такая, где он удовлетворяется в высшей степени, и она служит толчком для его развития; и есть деятельность, где он едва проявляется и едва развивается. Поэтому главное при воспитании познавательных интересов – организовать содержательную деятельность
Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности : гуманизм, оптимизм,мудрость, извечное стремление к красоте. Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности детям делают его незаменимым средством воспитания ребёнка.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками - это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, чувство патриотизма, осознание своей национальной принадлежности. Неменский Б. М. подчеркнул, что ребёнка «… необходимо привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа.»
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством нашей страны, сибирского края как частью национальной культуры.
Художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не только как средство развития основ личности ребёнка, присвоение детям через искусство нравственно – эстетических ценностей своего народа, а также развитие познавательных интересов через обогащение знаниями в процессе обучения.
Уже с младшего возраста при знакомстве со сказками следует обращать внимание не только на сюжет, но и на детали предметов русского быта, подробно рассматривать иллюстрации к сказкам, замечать цветовую гамму в изображенных предметах, игрушках.
В старшем возрасте дети знакомятся с декоративно – прикладным искусством народных мастеров сибирского края. В процессе образовательной деятельности важно показать детям взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Приступая к работе «сибирской свистульки» дети вытягивают и прищипывают мелкие детали, передавая формы, пропорции и детали. Знакомясь с сибирской росписью, её историей, колоритом, декоративными элементами, дети составляют композицию на изделиях сибирских мастеров : силуэты куханной утвари (доски, миски, ковши, отрабатывая композиционные умения. Работая с берестой, дети обучаются простейшим приё мам работы с этим природным материалом : обрезание по выкройке, склеивание частей, уточняют особенности выполнения росписи на бересте. Конструирование поделок из соломы, травы, шерстяных ниток, тонких бумажных полосок способствует ознакомлению детей со свойствами этих материалов.
Дети знакомятся с историей возникновения промыслов, с легендами, поверьями, связанными с промыслами.
Все эти знания способствуют развитию воображения детей, воспитанию художественного вкуса, а также развивается любознательность, познавательный и теоритический интересы.
Список литературы
Народное искусство в воспитании детей : книга для педагогов ДОУ (под редакцией Комаровой Т. С.) Пед. общество России. 2000г.
Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изо деятельности : учебное пособие для студентов вузов. 1999 г.
Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. 1991 г.
Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов интересов у детей 5 -7 лет. Творческий центр Сфера. 2012г.
ния.