Папки-передвижки

Семья в современном обществе

Елена Беляева
Семья в современном обществе

Семья – первый социальный институт в жизни ребенка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания.

Публикация «Семья в современном обществе» размещена в разделах

История пока не дала альтернативы семье. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, а также здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья — одно из условий деградации общества.

Представления о семье бывают самыми разными. Для одного это наивысшая ценность, для другого – пустой звук. Ячейка общества, островок безопасности, пережиток прошлого или предел мечтаний – каждый из нас по-своему понимает, что такое семья. Кто-то включает в неё себя и мужа, кто-то гражданского партнёра и собаку. Для кого-то она невозможна без родителей и детей. А кто-то видит себя как члена большого рода.

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства- родства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме.

Семья есть малая социально-психологическая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, все члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Если мужчина и женщина живут вместе в любви и согласии, воспитывают детей, но их союз нигде не зарегистрирован, с юридической точки зрения семьей они не являются.

Семья является первичной ячейкой общества. На ней, так или иначе, отражаются все процессы, происходящие в обществе. В 20 веке классическая семья представляла собой мужчину и женщину в официальном браке, с детьми и общим хозяйством. Сегодня же бывает по-разному.

Какие же перемены произошли с институтом семьи? Хотим мы или нет, современная семья отличается от той, что была раньше.

Появились альтернативные виды брака: гражданский, гостевой, сезонный, открытый и другие. «Экзотические» семьи (однополые браки, свингерство и пр.) – пока еще в России явление редкое, но уже существующее. «Заграничные» браки распространяются все больше. Возрастает число лиц, которые предпочитают браку одиночество или осознанное решение женщины материнские семьи. Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. С появлением «новых русских» широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи : «семья-конкубинат» : мужчина имеет семью, где есть ребенок, а также любовницу, имеющую от него ребенка. В сфере интимной жизни изменился идеал любви. Романтический идеал, предполагавший сохранение супружеских отношений на протяжении всей жизни, постепенно сменяется идеалом «чистых отношений». «Чистые отношения» в отличие от романтических не строятся с целью брака или даже сожительства. Основанная на таких отношениях совместная жизнь продолжается лишь до тех пор, пока сохраняется взаимное эмоциональное и интимное удовлетворение, открытость и доверие друг другу.

• Повысился возраст вступления в первый брак (28 лет и старше). Это связано с тем, что, чтобы стать взрослым, человеку требуется больше времени для подготовки: современный восемнадцатилетний по определённым параметрам не готов к включению во взрослую жизнь, поэтому ему требуются промежуточные стадии «адаптации» к ней.

• Увеличилась разница в возрасте между партнёрами. Часто жена бывает старше мужа (в каждом седьмом браке - на 10, 20 и более лет).

• Изменилось и положение супругов. Развитие производства и вовлеченность в него женщин способствовало развитию их экономической самостоятельности и со временем повлияло на ролевое доминирование в семье. Женщины же всё чаще становятся главой семьи и принимают важные решения. На них ложится тройная нагрузка: материнство, ведение домашнего хозяйства, работа. Перестает соответствовать реальной экономической практике исторически сложившееся представление о главе семьи - мужчине, поскольку традиционно он обеспечивал семью материально, в современном обществе мужчина далеко не всегда играет роль отца-кормильца. Если в начале 20 века преобладал тип "муж-отец", в середине "муж -ровесник", то сейчас это «муж – ребёнок».

• Ответственность между матерью и отцом делится поровну. Уменьшается численность семьи, а её состав упрощается. В своем развитии семья стремительно идет от многодетности и среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества и в целом на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки.

Происходит разделение супружества и родительства: увеличивается доля бездетных семей, и количество семей, где родители не состоят в браке.

• Снижается ценность брака и детей для семьи. Если классическая семья (отец-кормилец и мать-домохозяйка, прожившие в браке с юности до старости и вырастившие нескольких детей) определяла судьбу человека, то современная семья представляет собой один из проектов, которые человек осуществляет в течение жизни. У молодых людей отсутствует страх потери семьи. Они знают, что всегда можно разбежаться, поделив при этом не только имущество, но и детей. Молодые люди менее ответственно подходят к отношениям, меньше сил вкладывают в них, воспринимая каждое новое взаимодействие лишь как один вариант из множества возможных.

Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Развод перестал быть пугающим. Общественное мнение стало воспринимать его как нормальное явление, а в некоторых ситуациях даже как благотворное. Причинами этого процесса часто оказываются неспособность к адаптации и грубость супругов, а также алкоголизм. Наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека.

• Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей.

• На первый план выходят ценности индивидуализма, демократии. Каждый из членов семьи стремится удовлетворять свои индивидуальные цели. Повышается уровень ожиданий по отношению друг к другу, но реализовать его многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей. Появляются так называемых «двухкарьерные» семьи, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. Демократизация отношений в семье в первую очередь изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой. Происходит переход от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности и функции, к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. В современной семье отмечается тенденция перехода к биархату, то есть отсутствию доминирования одного из партнеров по моногамному браку.

• Ослабление влияния семьи на воспитание молодого поколения и все возрастающее влияние средств массовой информации, несущее во многом неадекватную информацию.

• Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно – на почве пьянства.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Воспитывать своих детей мешает:

• нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей.

• усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез;

• недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;

• неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».

общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха, отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и вне учебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе и др.

недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.).

• разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;

• усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Большинство специалистов приходят к пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему, ведь со "здоровьем" семьи тесно связано "здоровье" всего общества в целом.

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире»Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Опросник для тематической проверки по разделу «Ребенок в семье и обществе; патриотическое воспитание» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию вопросы для тематической проверки по одному из разделов работы в области "Социально-коммуникативное.

Проект «Безопасность в современном мире». ФотоотчетПроект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.

Эссе «Образ воспитателя в современном кинематографе» Эссе «Образ воспитателя в современном кинематографе» Назарова Т. А. Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья в современном обществе
Опубликовано: 21 марта 2021 в 15:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД