МААМ-картинки

Социальная значимость профессии педагога

Татьяна
Социальная значимость профессии педагога

«Хороший воспитатель – тот,

у кого хотят поучиться».

Народная мудрость

Аннотация. Данная тема раскрывает общую характеристику педагогической профессии. Рассматривается описание возникновения и развития педагогической профессии.

Ключевые слова. Профессия, характеристика педагогической профессии, педагогическая деятельность, воспитание.

Публикация «Социальная значимость профессии педагога» размещена в разделах

Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно не на один день не моложе самого человечества. В глубокой древности воспитание было "вплетено" в трудовую деятельность. И лишь по мере совершенствования орудий труда, и усложнения процессов сознательного изготовления их, повлекших за собой потребность передачи трудовых умений и навыков, появилась необходимость в специальной группе людей - воспитателей.

В нашем, стремительно развивающимся мире, в суете больших мегаполисов, где жизнь несется в бешеном ритме, где люди стремятся, прежде всего, выстроить карьеру. Где так много неполных семей, в которых естественно первостепенной задачей становится материальное благополучие. Где общество с каждым годом предъявляет все больше и жестче свои требования. Профессия педагога только увеличила свою актуальность.

Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречная образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития. (2)

Педагог является одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека.

Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.

Учитель, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель университета и др. не участвуют непосредственно в общественном производстве. Но они, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Функция современного педагога помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом.

В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).

Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения.

Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнить знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.

Таким образом, в современном мире растет объективная социальная значимость профессии педагога.

Смысл и значение профессиональной деятельности для человека очень зависит от ее общественной значимости, т. е. от того, насколько она востребована в обществе и что дает для него. Педагогическая деятельность должна выполнять важнейшую созидательную социальную функцию : в процессе ее не только образуется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее человечества, обеспечивается его культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности устанавливает полифонизм ее целей, которые направлены не только на сиюминутные потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность учащихся адаптироваться к условиям социальной жизни и к их преобразованию. Ш. А. Амонашвили считает «основой трагедии воспитания» то, что учитель, находясь в современности, строит будущее. (5)

Воспитатель как личность должен быть безупречен, потому что он является образцом для его подопечных. Эрудиция, образованность, терпение, требовательность, творческое отношение – вот качества, способствующие достижению лучших результатов.

Неотъемлемая составляющая профессионализма и педагогического мастерства педагога – это его профессиональная компетентность. Понятие «компетентность» характеризует сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению определенной деятельности.

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;

- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности. (6)

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо всё время чему – то учиться, заниматься самообразованием в течение всей нашей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную. Социальная грамотность – феномен сознания. Непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетенции. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Сегодняшним педагогам необходимо развивать такие компоненты педагогической техники, как умение взаимодействовать с личностью и коллективом и, конечно же, умение управлять собой. (7)

Таким образом, недооценивать роль воспитателя в современном мире нельзя – она огромна, и имеет большое значение для развития нашего общества. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовании происходят очень быстро, требования к образованию также постоянно растут. Целенаправленная работа педагога по самообразованию является одним из современных требований по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.

Литература

1. Волонина, Л. Становление профессионализма будущих педагогов дошкольного образования / Л. Волонина // Дошкольное воспитание. - 2011.- №6. - С. 93-95. - 120 с.

2. Коротаева, А. Будущие воспитатели: ценности профессии педагога / А. Коротаева // Дошкольное воспитание. - 2011.- №5. - С. 100 — 103. - 114с.

3. Лукина, Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. - М. : ТЦ Сфера. - 2010. - 139с.

4. Туранина, Н. Современные образовательные технологии в подготовке бакалавра педагогики / Н. Туранина // Дошкольное воспитание. - 2011.- №9. - С. 87 - 91. - 120с.

5. О. С. Давыдова «Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность» [Электронный ресурс].

6. Курманова Э. А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011.

7. «Социальная значимость профессии педагога» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kuzminaalena.blogspot.ru/2011/11/blog-post_22.html

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Все профессии нужны, все профессии важны» на основе колец ЛуллияДидактическая игра «Все профессии нужны, все профессии важны» на основе колец Луллия Период дошкольного детства особенно важен в становлении личности человека. Каждому периоду взросления присущи такие виды деятельности,.

Конспект НОД в подготовительной группе «Все профессии важны, все профессии нужны. Город Мастеров» .

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Все профессии важны — все профессии нужны!»Конспект НОД в старшей группе детского сада «Все профессии важны — все профессии нужны!» Цель: Формировать целостные представления дошкольников о разнообразии профессий. Задачи: - вызвать интерес к окружающему миру; - расширять.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема: Профессии Цель: Ранняя профориентация дошкольников через познавательную, игровую и опытно-экспериментальную деятельность. Интеграция.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Конспект занятия по рисованию «Все профессии нужны, все профессии важны» в подготовительной группе.

Консультация для родителей «Значимость игры для детей» Мы ссорились, мирились. Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается игра,.

Мини-проект в средней группе «Все профессии нужны, все профессии важны»Мини-проект в средней группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Актуальность проекта: В среднем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее.

Проектная деятельность «Все профессии важны, все профессии нужны!» во второй младшей группеПроектная деятельность «Все профессии важны, все профессии нужны!» во второй младшей группе Сколько много профессий на свете! Это знают даже младшей группы дети! Мамы с папами работают, Чтоб семейный рос бюджет! Скажем дружно.

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии воспитанниковЗначимость сюжетно-ролевой игры в развитии воспитанников Вы наверное согласитесь, что игра в развитии детей была и остается ВЕДУЩЕЙ в развитии детей! Несомненно существует множество видов игр в.

Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная значимость профессии педагога
Опубликовано: 15 июня 2023 в 10:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД