Лучший педагог года 2022

Создание мини-музея в ДОУ

Ольга Федорако
Создание мини-музея в ДОУ

Всем известно, в нашем городе много музеев. Сколько музеев вы смогли назвать? А сколько из них вы посетили?

Многие музеи, которые есть в нашем городе ориентированы не только на взрослых и школьников, но и на дошкольников.

ЦЕЛЬ создания мини-музеев в ДОУ – это приобщение детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Для начала давайте разберёмся, что же такое МУЗЕЙ. МУЗЕЙ – от греческого «museion» (мусейон) – Храм муз; учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников истории и культуры.

А что такое «Мини - музей»? МИНИ-МУЗЕЙ – это особое, специальное организованное пространство группы, где расширяется кругозор и ребёнка, и взрослого; повышается образованность, воспитанность; где идет приобщение к вечным ценностям. часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

«мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группы, спальни, раздевалки, коридора;

• он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;

мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, так и самостоятельным проектом;

мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям

Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и рекомендуют юным посетителям действовать с предметами. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские мини-музеи содержат экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С ними можно играть. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. К тому же мини-музей для детей – это что-то свое, родное, так как многие принимают участие в его создании.

Если в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, то здесь он – соавтор, творец экспозиции. И не только дети, а также их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей (создать полноценный мини-музей можно только в тесном взаимодействии с родителями)

Задачи мини-музея в детском саду :

• Совершенствовать педагогическое мастерство и творчество педагогов ДОУ по созданию мини-музеев;

• Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ (группы);

• Обогащать образовательный процесс новыми формами работы;

• Формировать у дошкольников представления о музее;

• Расширять кругозор;

• Вовлечение родителей в образовательный процесс

• Развивать познавательные способности; творческое и логическое мышление и воображение;

• Формировать проектно-исследовательские умения и навыки;

• Содействовать укреплению связей ДОУ с семьей, социализация ребенка

Этапы:

1. Подготовительный этап. На этом этапе дети, воспитатели, вместе с родителями выбирают тему и название мини-музея, определяют цели и задачи музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музея можно использовать : различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат. Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции,

Тематика мини-музеев может быть различной! ЧТО обязательно – содержание, оформление и назначение мини-музея должно соответствовать возрасту детей группы, где она организуется. Так, например музей «книги», «хлеба» может появиться в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек-забав», «моя первая игрушка – погремушка».

2. Практический этап. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музей в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые могут составить основу коллекции, и поместить его в приемной, чтобы родители смогли его дополнить. Большое внимание уделяется «визитной карточке» экспонатов – этикетке. Информация на ней должна быть максимально краткой, ориентированной на детей. Если в музее размещены фотографии, то они должны быть крупноформатные – чтобы дети могли рассмотреть все детали. !

Коллекция экспонатов – это только часть мини-музея. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы. То есть все, что связано с темой музея. Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами. На этом же этапе воспитатели, или воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для гостей и родителей.

3. Подведение итогов (Деятельностный этап) Функционирование мини-музея. Экскурсии, беседы, игровые занятия, презентации. Особо важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Выставленные музейные экспонаты – это всего лишь предметы для рассматривания. Именно экскурсовод «вдыхает в них жизнь» и они превращаются в сокровища музея. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов (в младших группах экскурсоводами выступают воспитатели, а в старших группах экскурсоводами могут стать сами дети, разработке планов различных экскурсий по мини-музею (все они прописываются в паспорте музея).

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявляются творческие способности детей;

• расширяются представления о содержании музейной культуры;

• развиваются начальные навыки восприятия музейного языка;

создаются условия для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы работы с детьми в музее достаточно разнообразны:

• обзорные и тематические экскурсии;

• познавательные занятия-экскурсии, занятия с элементами игры;

• тематические викторины;

• исследовательская деятельность;

• продуктивная деятельность;

• самостоятельная деятельность детей.

Основные принципы работы мини-музея :

1. Наглядности. Когда ребенок познает окружающий мир участвуют все его органы чувств. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Поэтому коллекция мини-музея должна содержать большой наглядный материал, который можно не только увидеть, но и потрогать, понюхать, а порой и даже попробовать.

2. Природосообразности. Как я уже говорила, содержание, оформление и назначение мини-музея должно соответствовать возрасту детей группы, где она организуется.

3. Интеграции. Мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её задач. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.

4. Научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

5. Интерактивности. Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Интерактивные методы обучения, как один из видов активных методов, – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, которые способствуют усвоению материала до 90 %!

6. Мобильности. Коллекция музея по возможности должна быть составлена таким образом, чтобы при необходимости она могла бы использоваться мобильно (например, выноситься в другие группы в «музейном сундучке»).

7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.

8. Гуманизма. Экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей. Значение мини-музеев

9. Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т. д.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

• в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

• каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;

• небольшие размеры экспозиции;

• определенная ограниченность тематики;

• участие в их создании детей и родителей;

• в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

• в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

• для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы организации детской деятельности в мини-музее :

• Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)

• Организованная образовательная деятельность (экскурсии)

• Исследовательская деятельность

• Беседы, чтение художественной литературы

• Художественное творчество

• Музыкальная деятельность

Так же можно определить и правила поведения в мини-музее :

• Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

• Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

• Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Мини - музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.

Понимая всю важность развивающей среды для развития личности ребенка, для его социализации, в нашей группе организован мини-музей Русская изба. Он был создан три года назад. В создании его принимали участие и педагоги, и дети с родителями.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Публикации по теме:

Фотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском садуФотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском саду нтересной формой знакомства детей с родной культурой в дошкольном учреждении является создание мини-музеев. В любом возрасте дети задают.

Паспорт мини-музея «Мишка косолапый» Паспорт мини-музея «Мишка косолапый»с презентацией. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ: Название музея: «Мишка-косолапый». Участники проекта: дети 1-ой.

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУПроект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ Визитная карточка проекта «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять.

Проект мини-музея «Книги Красноярья»Проект мини-музея «Книги Красноярья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект мини-музея «Лента времени»Проект мини-музея «Лента времени» Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели. Продолжительность: долгосрочный Вид проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание мини-музея в ДОУ
Опубликовано: 26 ноября 2022 в 22:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 января. День рождения автомобиля

 Сегодня весь мир отмечает день рождения самого распространенного транспортного средства, являющегося другом и помощником человека. Дата празднования выбрана неслучайно — в этот день 138 лет назад...

29 января. День Первооткрывателя в России

День Первооткрывателя был учреждён в России в 2017 году, в ознаменование важного события – открытия 29 января 1820 года нового континента Антарктида русскими мореплавателями под командованием...


Горячие темочки