Получи документы

Статья «ТРИЗ — технология воспитания успешного человека» (продолжение)

Виктория Жихарева
Статья «ТРИЗ — технология воспитания успешного человека» (продолжение)

На сегодняшний день очевидно, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере создать условия для формирования в детях всех необходимых качеств, наличие которых диктует нынешнее состояние общества. В классической педагогике формула содержания обучения - «делай как я», иногда «делай, как я сказал». Но необходимо сформировать у детей уменье видеть и решать задачи самостоятельно. А инструмент для решения задач должен дать педагог. Однако «умение видеть задачу» - это и есть ключевой навык, в противном случае нет смысла давать ребенку инструменты для её решения.  Всё это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ начал свой путь в дошкольном образовании с 1987 года. Оказалось, что ТРИЗ может использоваться для формирования гибкости, динамичности мышления дошкольников, для развития управляемого воображения, фантазии, творчества детей и давать отличные результаты. ТРИЗ демонстрирует детям мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. Главная цель ТРИЗ-педагога - формирование у детей навыка творческого мышления, т. е. умения творчески находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Это требует определенной подготовки самого воспитателя, его искреннего умения и желания творить, искать и находить новое в обыденном. В ТРИЗ-педагогике развивается понимание причинно-следственных связей. И еще одна важная составляющая ТРИЗ-педагогики – таксономия – наука о порядке. При помощи ТРИЗ ребенок учится систематизировать, объединять объекты по определенному признаку, ранжировать их внутри своей группы. Так у ребенка формируется навык расставлять приоритеты. Ни для кого не секрет, что человек, умеющий планировать, намного эффективнее распределяет свое время и достигает больших результатов, т. к. не тратит время впустую.

Публикация «Статья „ТРИЗ — технология воспитания успешного человека“ (продолжение)» размещена в разделах

Детей редко учат выходить за границы привычного, придумывать что-то новое, тренировать воображение. Задача ТРИЗ научить их этому. Но делать это нужно постепенно, соблюдая правило трех П. Просто, Последовательно, Постоянно. Попросите ребенка сразу прыгнуть на в длину, например на метр. Он этого не сможет сделать. В лучшем случае он просто расстроится, что не смог, в худшем - в голове зародится мысль, что он вообще не может прыгать высоко, что он — неумеха, чем можно напрочь отбить у него желание заниматься спортом в дальнейшем. Правильнее будет сначала научить его прыгать на 50 см и т. д. Так же и в ТРИЗ – необходимо с раннего возраста тренировать у ребенка не только определенные мыслительные навыки, но и нарабатывать опыт пяти органов чувств: вкусовые ощущения, обоняние, осязание, слух и зрение. В противном случае мы столкнемся с проблемой недостаточности у детей предшествующих знаний и умений для работы с инструментами ТРИЗ. Например, неудовлетворительное владение признаками объектов.

Логика усвоения знаний выглядит следующим образом:

ощущения - представления - понятия - интуиция

Тренировка должна начинаться с создания «багажа» образов, на которые и будет опираться воображение. Затем происходит знакомство со свойствами предметов и объектов, которыми будет в последствии пользоваться воссоздающее воображение. Необходимо сформировать у ребенка навык определения различными способами месторасположения объекта на плоскости и в пространстве, тренировать его зрительную и словесно-слуховую память, готовить мышление к восприятию приемов и методов Развития Творческого Воображения (РТВ) на базе ТРИЗ. ТРИЗ-педагогика учит ребенка не бояться новой информации: если он видит новое слово, то знает, что за ним спрятался какой-то интересный объект, с которым можно и интересно познакомиться. Важный аспект детского развития – это то, что ребенок не ограничивает себя, а открывает новое.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. «Что можно делать ложкой?» (есть, переносить что-то, копать и т. д.)

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо. «Много конфет» - Что в этом хорошего? (Можно угостить многих друзей). Что плохого? (Если много съесть, заболит живот).

Следующий этап изобретательства, основная задача которого - научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и пр. Для этого может использоваться, например методы активизации перебора вариантов.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. ТРИЗ-методика формирует у детей уменье придумывать свои сказки, загадки, небылицы да не одну, а обязательно каждый ребенок в группе может и должен проявить себя. Занятия по развитию творческого воображения - это прежде всего игра, импровизация. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. На этом же этапе с помощью определенной методики формируется навык составления рассказа по картине. Кредо ТРИЗ-педагога - "Можно говорить все!". Выслушивать нужно обязательно каждого желающего. Необходимо дать возможность каждому ребенку как можно больше проявить свои возможности и способности, не боясь и не стесняясь возможной неправильности или неточности в ответах или размышлениях. У детей должно формироваться умение возражать воспитателю и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая взамен свои версии, доказывая свою точку зрения. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь возможны только партнерские отношения. Ребенок должен быть окружен непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Сказки близки и понятны детям. Переживая за героя, ребенок хочет ему помочь и что-то изменить. Например, в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» королева-мать очень оригинально сумела определить, настоящая ли принцесса оказалась в их замке. Она положила в кровать принцессы горошину. Неженка-принцесса сразу почувствовала неудобство. Но очень плохо, что принцесса совсем измучилась за ночь, т. к. из-за горошины она совершенно не могла уснуть. Как избавить принцессу от её мучений? Противоречие: горошина должна быть в постели, чтобы «обнаружить» принцессу и не должна быть, чтобы принцесса могла спать. Решение: положить в кровать кусочек льда в полиэтилене. Под воздействием тепла лед растает, и принцесса сможет спать. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

Занятия по методу ТРИЗ планируются в любое время: в процессе НОД, во время организации режимных моментов, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Для развития любознательности все ситуации, которые происходят вокруг ребенка нужно обозначать как задачу с противоречиями, ставя перед ним два ключевых вопроса: как это можно сделать (решить? и как это можно сделать еще? Время прогулки можно использовать для игры. Спросить у ребенка: «Что ты видишь удивительного?» И это будет побуждением к тому, чтобы ребенок внимательней рассмотрел окружающий его мир и заметил интересные детали.  Для развития воображения ребенку нужно давать возможность, где только можно придумывать, как сделать так, как еще никогда не было. Постоянно побуждать и поддерживать его стремление к новизне. Можно формировать воображение у детей специально, на каждом шагу – делая ли маме подарок или открытку, сочиняя ли сказку — можно научить это делать оригинально не похоже, чтобы ребенок с гордостью мог сказать – это я так сам придумал! Но не менее важно уменье - даже если ты что-то придумал или изобрел, а ситуация изменилась, не держаться за это решение, лишь в силу того, что именно ты его автор. Необходимо сформировать такое мышление, которое готово отказаться от старого в пользу нового, если это новое более прогрессивно. Открытость, динамичность, гибкость, умение адаптироваться вот те качества, которые нужны в современном мире. И обязательно должна быть определенного рода смелость.

Публикации по теме:

Погружение в старину через разные виды деятельностиПогружение в старину через разные виды деятельности Наш детский сад старается создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,формирует основы базовой.

Презентация для педагогов ДОУ по оформлению уголков экспериментальной деятельности С целью поддержания и совершенствования комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования, в нашем ДОУ был организован.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «ТРИЗ — технология воспитания успешного человека» (продолжение)
Опубликовано: 21 января 2014 в 20:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД