Лучший педагог года

Фольклор в нашей жизни и жизни ребёнка

Наталья Воробьёва
Фольклор в нашей жизни и жизни ребёнка

Умственное развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения с взрослыми, в играх со сверстниками. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. В умственном развитии детей большое значение имеет фольклор. В защиту фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак. Фольклор — это народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Фольклорные произведения существуют сотни и тысячи лет назад в устной форме. И нам воспитателям и родителям их ни как нельзя забывать. Мы должны воспитывать, передавать русский фольклор из поколения в поколения.

Публикация «Фольклор в нашей жизни и жизни ребёнка» размещена в разделах

На ранних этапах развития нации приоритет физического развития бесспорен, отсюда вытекает и требования к героям эпосов, сказок, которые обязательно должны были иметь неимоверную физическую силу. Позднее требования к одаренным личностям приобретали несколько иное направление. На первое место вместо грубой физической силы выступила умственная способность: «Сильный одолеет одного, а умный — десятерых». Постепенно возрастает роль знаний в жизни людей : «Человек без знаний — слепой», «Знания дороже богатства», «Знающий человек не пропадет». Люди, стремящиеся к знанию, учению всегда пользовались уважением: «Не золото является богатством, а знание», «Не расти в длину, а развивайся умом».

Поэтому и я широко использую в работе ДОУ Детского сада №1

«Семицветик» фольклор по формированию у детей элементарных математических представлений. Например загадки, они умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Они развивают смекалку, память, скорость мышления, логику, догадливость и сообразительность. Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Содержание загадок всегда отражает жизнедеятельность человека, явления окружающей действительности. Они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях. Отгадывание загадок оказывает влияние на развитие речи детей, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение четко выделить наиболее характерные признаки предмета, явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Фольклор : потешки, счилалки, колыбельные песенки и т. д дают прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком, а значит, способствует развитию умственных способностей. К средствам умственного воспитания относятся скороговорки, дразнилки, игры с элементами театрализации, подвижные игры, подчиняющиеся определенным правилам. Пословица и поговорка создается всем народом, поэтому выражает его коллективное мнение. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума. Пословицы прочно ложатся в память. Конечной целью пословицы всегда было воспитание, с древнейших времен выступающее как педагогическое средство. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой оказывают воспитательное влияние. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Песни, так же как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности. Потешка помогает ребенку «открыть» себя. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В потешке звучит, что ребенок для взрослого — высшая ценность. Разыгрывание потешки с именем ребенка побуждает его к большому осмыслению содержания. Малые фольклорные произведения — это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, ожидание добра. Простота малых фольклорных форм ничего общего не имеет с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сказки призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Мы воспитатели понимаем и знаем по опыту, какую огромную воспитательную силу таит в себе народная сказка. Призываем и родителей формировать сочетание умственного и нравственно - эстетическое развитие у детей с использованием материала народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Репка», «Маша и медведь» и т. д.

Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с раннего детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребенка на начальном этапе его развития, умственного воспитания.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дети — цветы нашей жизни»Фотоотчет «Дети — цветы нашей жизни» Мы в ответе за всё, что делают наши дети Пусть на свете рождаются дети, Как цветы поднимаются пусть. Был бы серым наш миг на планете,.

Фотоотчет о нашей жизни в детском садуФотоотчет о нашей жизни в детском саду Дружно, весело живем, в детском саде мы своем! Дети участвуют в познавательной игре, кто быстрее займет свой горшок А здесь мы принимаем.

Фотоотчет «Театр в нашей жизни»Фотоотчет «Театр в нашей жизни» Первый театр появился в Афинах в 497 году до нашей эры. Театр - это объединение всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру,.

Фотоотчет «Из жизни нашей группы»Фотоотчет «Из жизни нашей группы» Мы маленькие солнышки И нас зовут "Подсолнушки" Мы здесь играем и поем, Дружно,весело живем! Пока мама на работе В детском саду я не.

Лепка в жизни ребёнка Чем можно занять ребенка дома? Как развить его способности? Как найти занятие, которое придется по душе и взрослому и его маленькому чаду.

Матрёшка в жизни ребёнка Народная мудрость «Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего» Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они.

Родительское собрание «Коррупция в нашей жизни» Цель родительского собрания: • Дать определение коррупции, ее причины и последствия • Уточнить знания родителей и детей о честности и порядочности.

Фотоотчет «Творчество в нашей жизни»Фотоотчет «Творчество в нашей жизни» Творческий процесс – это воплощение найденных идей на практике. Для наших подопечных творчество – это, прежде всего, навык, который позволяет.

Видеоотчет «Один день из нашей жизни» Дорогие коллеги и друзья! Сегодня я представляю вашему вниманию видео отчет «Один день из нашей жизни». Небольшой фрагмент того, как ребята.

Проект «Вода-источник нашей жизни» Проект по развитию познавательно — исследовательской деятельности в разновозрастной группе «Вода — источник нашей жизни…» Подготовила и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фольклор в нашей жизни и жизни ребёнка
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 11:47
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД