Получи документы

Виды музыкальной деятельности в детском саду

Наталья Владимировна Бубнова
Виды музыкальной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное восприятие

Восприятие – сложный психический процесс. Это - отражение увиденного или услышанного. Восприятие неразрывно связано с деятельностью и активно развивается лишь в деятельности.

Специфическим для музыкального переживания, восприятия являются эмоции, чувства, настроения. Лишаясь своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания – сохранить эмоциональную природу восприятия по мере усложнения средств выразительности.

Публикация «Виды музыкальной деятельности в детском саду» размещена в разделах

Восприятие становится доступным раньше, чем всё остальное. Поэтому оно становится важным на протяжении всего дошкольного периода. Восприятие проходит через все виды детской музыкальной деятельности: слушание, пение, движение, игра на инструментах, творчество. Если ребёнок различает характер музыки, чувствует смену её настроений, откликается на музыку в какой-либо форме - мы может сказать, что он её слышит и воспринимает. Первоначально, в младшем дошкольном возрасте, восприятие отличается непроизвольностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребёнка на звучащую музыку. Это считается вполне нормальным. Постепенно, приобретая опыт общения с музыкой, ребенок учится воспринимать музыкальные произведения более осмысленно, определять характер, передаваемое настроение, связывать это с образом, программным содержанием музыки.

На развитие музыкального восприятия человека оказывает влияние среда, в которой он рос, а именно: музыка, звучащая на занятиях и в повседневной жизни, отношение к ней взрослых, передаваемое ребёнку как пример для подражания, уровень музыкального и общего развития, целенаправленное музыкальное воспитание. В самом процессе воприятия участвуют как эмоции, так и мышление.

Восприятие музыки является сложным процессом познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа. Этот раздел состоит из собственно слушания и музыкально-дидактических игр и упражнений. В раздел по слушанию входят музыкальные произведения, специально подобранные для этого вида деятельности. Это музыкальные произведения различных жанров, разнообразные по передаваемым настроениям и образам, музыкальные произведения с яркими изобразительными моментами, по содержанию близкие детям.

И нужно помнить, что все виды музыкальной деятельности необходимо строить на основе восприятия. Лишь воспринимая и понимая музыку можно добиться выразительности в пении, танцах, игре в оркестре или ансамбле.

Детское исполнительство

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях и танцах, игре на музыкальных инструментах. Для исполнительства детям необходимы определённые навыки в том или ином виде музыкальной деятельности, музыкальные впечатления. Необходимо и развитие восприятия музыки.

Исполнительство интересно и необходимо самим детям как процесс. На первоначальных этапах важен не столько сам результат, сколько желание и положительные эмоции от участия ребёнка в том или ином виде деятельности. Также исполнительство даёт возможность самовыражения, передачи своих чувств, эмоций, переживаний. Рассмотрим виды детского исполнительства с указанием на возраст.

Движение.

Музыкальное движение является одним из важных видов деятельности детей. Это наиболее доступный вид деятельности для детей данного возраста, так как сам процесс движения заложен в детскую сущность. Именно движением ребёнок откликается на музыку. Он стремится двигаться, бегать, прыгать. Поэтому можно сказать, что музыкальное движение во второй младшей группе становится ведущим видом музыкальной деятельности. В средней группе основное внимание уделяется на развитие мягкости и выразительности движений, развитие координации и ритмичности на шаге.

В старшем возрасте наибольшее внимание уделяется раскрепощению детей. Необходимо дать возможность детям «прожить» музыку, танец – средство самовыражения. У детей возрастает способность к исполнению сложных по координации движений.

Музыкально-ритмические движения.

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Для того, чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Пение.

В младшем возрасте важно ввести детей в певческую деятельность, первоначально побуждая к подпеванию и звукоподражанию, вызывать эмоциональный отклик на песни, характер исполнения песни связывать с содержанием, образом. Использование песенок - распевок позволяет подготовить певческий аппарат детей к пению, ввести детей в тему песни, которая будет исполняться, формировать ладовое чувство.

В средней группе начинаем работу над правильным звукообразованием, дыханием. Учим детей петь, легко, естественно, без напряжения в голосе.

В старшем возрасте идёт работа над выразительностью пения, дикцией, чистотой интонации. Развивается голосовой аппарат детей, расширяется диапазон.

В раздел «пение» я предлагаю включать разнообразные речевые и вокальные игры, которые позволяют подготовить ребёнка к пению, развивают дыхание, укрепляют голосовой аппарат детей.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Игра на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах является отличным средством приобщения детей к коллективному музицированию. Инструменты всегда привлекают детей, и они занимаются этим видом деятельности с удовольствием.

В раздел «Игра на музыкальных инструментах» можно включать упражнения на развитие чувства ритма (речевые и ритмические упражнения; упражнения, соединяющие в себе слово и звучащие жесты или движение).

Первоначально вся работа строится на воспроизведении метрической пульсации и равномерного ритма, а также развития интереса к музыкальным инструментам. Далее можно использовать все возможности музыкальных инструментов: составление партитур и игра в ансамбле или оркестре, сопровождение пения и движения, инструментальное творчество.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Детское музыкальное творчество.

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах («Сыграй «дождик» на металлофоне или треугольнике», «Придумай и сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках» и. т. д.).

Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т. д.). Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.

Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. Важно оснащение танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Слушание вокальных, инструментальных произведений как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

соблюдение принципа свободы;

накопление впечатлений от восприятия искусства;

накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

развитие основных музыкальных способностей;

оснащения музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Музыкально - образовательная деятельность.

В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке. Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т. д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т. д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т. д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т. д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

Публикации по теме:

Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.

Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея в детском саду Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности в детском саду «Пшеничные колоски»Фотоотчет об экспериментальной деятельности в детском саду «Пшеничные колоски» Многие детские вопросы ставят в тупик даже взрослого человека. А все потому что ребенок хочет все знать. в Что такое радуга?Почему.

Использование персонажей из мультиков в театрализованной деятельности в детском садуИспользование персонажей из мультиков в театрализованной деятельности в детском саду .

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье» МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать,.

Консультация. Организация предметно-игровой деятельности в детском саду Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Организация театрализованной деятельности в детском саду .

Памятка «Разработка этапов инновационной деятельности в детском саду» Памятка «Разработка этапов инновационной деятельности в детском саду» старший воспитатель В. В. Попова 1 этап. Подготовительный Зарождение.

Приобщение детей к народной культуре через все виды деятельности в детском саду Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Уголок театрализованной деятельности в нашем детском садуУголок театрализованной деятельности в нашем детском саду Театрализованно- игровая деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач разных образовательных направлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды музыкальной деятельности в детском саду
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 20:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды музыкальной деятельности в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна Бубнова (УИ 267547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД