МААМ-картинки

Статья: «Влияние нарушений звукопроизношения на формирование фонематического слуха у детей с речевой патологией».

Мария Засыпкина
Статья: «Влияние нарушений звукопроизношения на формирование фонематического слуха у детей с речевой патологией».

Влияние нарушений звукопроизношения на формирование фонематического слуха у детей с речевой патологией.

В настоящее время одно из самых часто встречаемых расстройств речи, среди детей дошкольного возраста, является дизартрия. Значение дизартрии для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы, в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В логопедической практике наиболее распространенными являются легкие формы псевдобульбарной дизартрии, имеющие стойкий характер, оказывающие отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, а также заявляющие о себе в процесе коррекции особыми трудностями преодоления.

Публикация «Статья: „Влияние нарушений звукопроизношения на формирование фонематического слуха у детей с речевой патологией“,» размещена в разделах

Дизартрия, как актуальная проблема современной реальности, интенсивно изучается в практическом и освещается в теоретическом аспектах научной литературы. В отечественной логопедии вопросы изучения дизартрии описаны в работах Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, М. Б. Эйдиновой и др.

М. Б. Эйдинова, Е. Н. Винарская описывают дизартрию как нарушение речи обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц артикуляционного аппарата и представляющее собой расстройства звукопроизношения и просодики (фонетики). Многие авторы единодушны в том, что при дизартрии нарушается целостность речевой системы, где нарушения той или иной стороны речи ведут к недоразвитию других сторон речевой функции. В. В. Виноградов отмечает: «в структуре языка, образующей единое целое, все составные части или элементы ее находятся в закономерных отношениях, закономерной связи друг с другом; звуковой строй, грамматика, словарный состав. взаимосвязаны и взаимоопределены».

Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова считают, что нарушения фонетической стороны речи, при данной форме речевой патологии оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие фонематического компонента речи.

По мнению Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, Н. Х. Швачкина фонетические и фонематические процессы – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, поскольку деятельность речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевом процессе функционируют как единое целое.

Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов отмечают, что при нарушенном речедвигательном анализаторе у ребенка формируется неправильное звукопроизношение, вследствии чего из-за нечетких и неправильных артикуляционных движений, поступающих в центральный отдел речеслухового анализатора, недостаточно формируется и фонематический слух. Недоразвитии фонематического слуха вследствие патологии речеслухового анализатора затрудняет слуховое восприятие и формирование четких кинестезий, необходимых для правильного звукопроизношения.

Е. Н. Винарская, так же отмечает, что нарушения звукопроизношения, как правило, вызывают вторичные отклонения в развитии функций фонематических процессов. По данным Е. Н. Винарской, Е. М. Мастюковой и других, правильное звукопроизношение служит базой для формирования фонематического слуха.

Д. Б. Эльконин характеризует фонематический слух как способность воспринимать и различать звуки речи. Вследствие неправильного произнесения звуков у детей с псевдобульбарной дизартрией, может наблюдаться недоразвитие фонематического слуха, так как у них не формируются нормированные связи между кинестетическим и акустическим образами, что вызывает трудности в восприятии и дифференциации фонем родного языка.

Характер описанных нарушений указывает на фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Без специального коррекционного воздействия ребенок с данной патологией не научится правильно произносить звуки речи, различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что в свою очередь негативно сказывается на формировании навыков чтения и письма (дислексия, дисграфия). В связи с этим, авторы считают, что своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний, и должна иметь комплексный характер в котором коррекция звукопроизношения сочетается с развитием фонематических процессов и совершенствованием лексико-грамматической стороны речи.

Список использованной литературы:

1. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - М. : ACT : Астрель, 2006. – 141 с.

2. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. С. Н. Волковой, Л. С. Шаховской - М. : ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

3. Правдина О. В., Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. вузов. / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.

4. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.

5. Фомичева М. Ф., Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 198. - 239 с.

Публикации по теме:

Аналитический отчет по теме «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» 1. Введение. В любом вопросе, касающегося детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися,.

Формирование фонематического слуха «Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без.

Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что.

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР Что такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР» Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что.

Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет» Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста 1,2 слайд. Я, Радостева Юлия Михайловна – воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22» д. Извара.

Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями В настоящее время наблюдается рост детей с диагнозом «дизартрия». Это связанно с множеством факторов: пренатальные и натальные патологии,.

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР 5–6 лет с использованием ИКТ «Характеристика звуков»Цель: учить детей давать характеристики звуков. Инструкция:«Произнеси данный звук, нажми на символы которые соответствуют.

Советы родителям «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речь – основа человеческого разума. Нарушение речевого развития –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья: «Влияние нарушений звукопроизношения на формирование фонематического слуха у детей с речевой патологией».
Опубликовано: 7 января 2017 в 19:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД