Получи документы

Консультация «Застенчивые детки»

Карина Никитина
Консультация «Застенчивые детки»

Застенчивые дети выглядят очень непохожими на других. Их выдаёт опущенная вниз голова, сутулые плечи, взгляд часто в пол, в сторону, в потолок и никогда стараются не смотреть в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы… Они готовы спрятаться от всех, сквозь землю провалиться, только бы их никто не трогал. Но для многих детей застенчивость – это всего лишь маска, за которой скрываются совершенно другие психологические трудности.

Поведение некоторых детей может внешне напоминать поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются. Как понять какой ребенок перед нами?

Публикация «Консультация „Застенчивые детки“» размещена в разделах

• Есть дети малообщительные, но они не испытывают при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.

• Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидирующую позицию среди других детей. А подходящих качеств пока для этого пока не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться вообще от контактов ("Мне это не нужно, мне неинтересно").

• Некоторые дети отказываются от общения, для них это средство самоутверждения, стремления показать свою власть над другими. "Хочу – буду разговаривать, а не захочу - не буду!" В таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а помощь избавлять от его высокомерия и капризности.

• Бывает, что трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления; ему трудно познакомиться или поддерживать разговор. Могут помочь специальные занятия, направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.

Очень часто застенчивые дети подвергаются придиркам и обидам, а иногда даже прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от психосоматических заболеваний.

Застенчивость взаимосвязана с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 20% случаев у таких детей могут быть страхи темноты, одиночества, они чувствуют себя скованно в присутствии незнакомых людей, молчаливы и замкнуты.

Но при этом они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютеры, любят читать и рисовать, но одаренность и таланты блокируются комплексами неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И по этой причине могут проигрывать менее способным, но более шустрым сверстникам.

Застенчивость накладывает свой отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Сейчас эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.

Чем может быть чревата застенчивость?

• Ограничением контактов с людьми.

• Конформизм – это, когда человек «наступает на горло собственной песне», не выражает своего мнения, он просто со всем соглашается, голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.

Застенчивость заставляет человека бесконечно заниматься самокопанием и самобичеванием. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый человек всегда "без вины виноватый".

Застенчивость влечет за собой комплекс неполноценности, развивается тревожность, неприятные переживания, формируется страх.

Энергия растрачивается впустую: вместо того чтобы совершать поступки, человек занят переживаниями.

• Идет накопление только отрицательных эмоций.

Застенчивость часто мешает раскрытию личности. Застенчивый человек не может донести свою значимость. В результате многие из застенчивых людей не могут достичь успеха в жизни. Если это ребенок, то он боится незнакомых людей, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Неся по жизни свою застенчивость, взрослые люди будут бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, могут быть даже обречены на одиночество.

• Самый худший исход – это невроз, депрессия и, даже суицид. Застенчивые люди часто жалуются на потерю смысла жизни.

Существует тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития.

Типичные проявления неправильного воспитания:

1)Гиперопека.

Родители слишком "правильно" воспитывают ребенка, программируя каждый его шаг. Ребенок вынужден все время сдерживать свои порывы и желания. В дальнейшем могут быть два варианта развития событий: первый- ребенок, будет протестовать против такого положения, что будет выливаться в агрессивность, и второй - ребенок покорится и станет замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.

2) Тревожно-мнительный тип воспитания.

Если в семье ребенок -единственное чадо, такой тип воспитания часто встречается. Вся семья над ребенком дрожит, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мнительности и неуверенности в себе.

3) "Кумир" семьи.

Ребенок в семье, является «пупом земли». Ему внушают, что он – смысл всей жизни. В такой семье вырастает нахал, а не застенчивый. В результате такого воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные или застенчивые.

4) Неприятие.

В семье между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обеспечен всем (обут, одет и накормлен, а душой, и что гнетет ребенка, его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными - ребенок родился не того пола, который был желателен для родителей, ребенок – являются помехой в карьере родителей. В результате такого воспитания можно вырастить или агрессивного ребенка, или забитого, робкого и неуверенного в себе.

Как можно помочь застенчивому ребенку?

1)В для начала начать с самих себя. Задайте себе вопросы: считаете ли вы себя застенчивым человеком? называли ли вас застенчивым в детстве? были ли вы в каких -либо ситуациях, в которых вы чувствуете себя неловко? что помогало вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?

2)Далее проанализировать свои родительские ожидания. Соответствуют ли способности и сильные стороны ребенка вашим ожиданиям? может быть именно, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении? Проверьте:

Заставляли вы ребенка публично исполнять что-то?

• Беспокоитесь ли вы, если ребенок не выполнил какое-то задание?

• Выполняете ли вы что-нибудь за своего ребенка?

• Решаете ли вы сами от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?

• Отговариваете ли ребенка попробовать что-то новое?

Заставляете ли вы ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?

• Сравниваете поступки и личность ребенка с другими детьми?

3)Старайтесь не позволять никогда и никому называть вашего ребенка застенчивым - ни учителю, ни друзьям, ни родственникам, ни братьям и сестрам, ни малознакомым людям. Всегда подчеркивайте в разговорах с ними сильные стороны своего ребенка. Одна из основных причин застенчивости детей в том, что их называют застенчивыми

4)Поощряйте контакт взглядом. Когда вы разговариваете с ребенком, повторяйте: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка ваш ребенок быстрее станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко смотреть в упор, можно посоветовать ему смотреть на переносицу собеседника. После небольшой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

5)Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Попробуйте составьте вместе с ребенком перечень простых фраз, с которых легко начинать разговор с разными людьми. Например, в игровой форме спросить, как бы он начал разговор с знакомым взрослым; что сказал ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Можно меняться ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

В ситуации отказа от общего разговора или игры ни в коем случае не стыдите и не принуждайте. Попробуйте просто понять его чувства в данный момент: "Похоже, что тебе сейчас просто не хочется играть".

6)Будьте всегда рядом, когда вокруг много незнакомых людей. Не заставляйте своего ребенка попадать в неловкие для него ситуации. Но не следует и излишне опекать ребенка.

7)Необходимо подготовить ребенка к предстоящему событию. Рассказать о предстоящей встрече гостей или подготовке к празднику. Затем помочь ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как попрощаться.

Поделитесь с ребенком собственным опытом. Ведь многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации при общении, и находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами. Никогда не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Но также и сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Быть похожим на вас. Он должен быть самим собой.

8)Создайте атмосферу доверия у себя дома, стимулируйте ребенка. Чтобы он не боялся говорить вам о своих проблемах, старайтесь выслушать его, проявляйте сочувствие. Тогда ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его будут высмеивать и предавать.

9)Оценка родителей очень важна для малыша. От нас зависит какая будет самооценка у ребенка положительная или отрицательная. Отрицательные оценки взрослых формируют у ребенка не уважение к себе, эмоциональную неудовлетворенность, что свойственно детям с комплексом неполноценности, то есть застенчивым.

Повышение самооценки начинается с похвалы. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

9)Меняйте не ребенка, а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков или высокого уровня тревожности. Обучайте ребенка навыкам общения.

Внушайте ребенку, что он не может обладать только негативными качествами. Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей:

1) Находить сильные стороны личности своего ребенка и помогать ему самому их обнаружить;

2) Учить детей пользоваться достоинствами, и не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенку будет легче понимать: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший художник".

10)Не воспитывайте детей зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны всем, но убивают собственную личность.

Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.

Игры для преодоления застенчивости :

• Волшебные превращения

Дети стоят в кругу.

Педагог. Волшебник превратил вас в ветер. Попробуйте изобразить:

а) злой зимний ветер;

б) осенний холодный ветер;

в) теплый, ласковый летний ветерок.

Педагог участвует в игре и комментирует действия детей.

• Изобрази отгадку

Педагог. Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вслух произносить отгадку нельзя. Надо молча, с помощью жестов и мимики изобразить предмет, о котором идет речь в загадке.

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

Ног нет, а ходим,

Рта нет, а скажем —

Когда спать,

Когда вставать,

Когда работу начинать.

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

Сначала задание выполняют только желающие. Затем выбирается один из вариантов ответа. Все дети, стоя в кругу, изображают предмет, озвучивая свои действия: «Чик-чик-чик» (ножницы); «Тик-так, тик-так» (часы); «Ш-ш-ш» (лыжи).

• Поющие животные

Педагог. Представьте, что животные умеют петь. Как, по-вашему, будет звучать песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) в исполнении коровы; «Песня про кузнечика» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова) в исполнении собаки?

Педагог может задать образец: показать, как бы спела «Песню крокодила Гены» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского) кошка.

• Дождик

Перед каждым ребенком — ванночка и лейка с водой.

Педагог. Вы — дождевые тучки, плывущие по небу.

Дети ходят по кругу, изображая тучки.

Педагог помогает детям озвучить их действия:

«Я — тучка, тучка, тучка. Я — тучка, похожая на слона (зайчика и т. п.)»

По сигналу все останавливаются и берут лейки.

Педагог. А теперь пошел маленький веселый дождик. Кап-кап-кап.

• Угадай, кто это (что это)

Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь должен определить, кто перед ним стоит (какой предмет перед ним лежит).

• Инсценировка

Застенчивые дети боятся двигаться, танцевать под музыку, поэтому упражнения, способствующие преодолению этого страха, усложняются постепенно.

1. Дети выполняют ритмичные действия (например, изображают падающие осенние листья). В это время психолог напевает какую-то мелодию.

2. Дети, совершая ритмичные движения, напевают мелодию вместе с психологом.

3. Инсценирование песни.

Сначала дети слушают песню. Затем предлагают свои варианты: распределяют роли, выбирают характерные жесты, движения для действующих лиц.

Во время представления дети хором исполняют песню.

Начинать нужно с песен достаточно простых для инсценирования.

4. «Подбери мелодию».

Детям предлагают прослушать фрагменты из трех музыкальных произведений. Затем задают вопрос: «Как вы считаете, какая из этих мелодий больше всего подходит для танца ветра (дождя, снежинок, медведя, бабочки?»

5. Танцы с предметами (лентами, флажками, мячами). Детям показывают несколько простых танцевальных движений и просят их повторить под музыку.

6. Создание танца.

Прослушав мелодию, дети придумывают танцевальные движения, определяют их последовательность. Потом все вместе разучивают танец.

Такие игры помогают преодолеть и моторную неловкость застенчивого ребенка.

• Чтение

У застенчивых детей нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Такой ребенок уклоняется от того, чтобы первым начать разговор, затеять какое-то дело, высказать новую идею, задать вопрос или добровольно предложить свои услуги. Общаясь со сверстниками, он говорит меньше, чем другие, редко перебивает собеседника.

Поэтому важно научить застенчивых детей диалогическим формам взаимодействия.

Хорошим материалом для развития речевого личностного общения ребенка и взрослого служат книги. Совместное чтение и обсуждение прочитанного способствует концентрации внимания детей на словах взрослого. Опора на картинки облегчает для младших подростков речевое общение со взрослым. При этом нужно не только читать текст, но и организовывать беседу: спрашивать детей, что им запомнилось, кто из персонажей понравился, кто вызвал неприязнь и почему.

Если какому-то ребенку трудно выразить свое отношение, взрослый может высказать сначала свое мнение. Главное при этом — не требовать от ребенка того, чего он не может, к чему еще не готов, не принуждать его высказываться и аргументировать свое мнение, если он этого еще не умеет.

Постепенно следует переводить беседу от конкретной книги к какой-то общей теме, касающейся жизни детей и окружающих людей.

Например, можно спросить, кого из друзей ребенку напоминают персонажи книги, как он сам поступил бы в этой ситуации и пр. Нужно говорить с детьми на разные волнующие их темы: об отношениях с друзьями, о том, что им нравится и не нравится.

• Импровизация

Когда у детей появляется некоторая активность в диалоге, им предлагается принять участие в импровизации: члены группы, чередуясь, сочиняют сказку или рисуют картину.

После этого можно перейти к разыгрыванию известных сказок.

Каждый член группы получает определенную роль.

Разыгрывание может быть осуществлено с помощью бумажных фигур или кукол. Дети также могут исполнять роли сами.

При распределении ролей надо учитывать, окажет ли эта роль благоприятное воздействие на ребенка. Застенчивым детям предлагают изображать таких сказочных персонажей, для которых достижение благородных целей связано с героическим поведением.

Таким образом, в поле зрения ребенка все чаще попадают социальные ситуации, в которых надо действовать по определенным правилам. Он начинает интересоваться, почему какой-то герой поступил дурно, неправильно, как можно исправить положение, «чтобы никому не было плохо». Это помогает овладеть различными образцами поведения.

Для развития речевой регуляции своих действий ребенку полезно выполнять упражнения, в которых он руководит действиями сверстника или взрослого. Это могут быть игры, где ребенок выступает в роли воспитателя или учителя.

• Самооценка

Преодолеть низкую самооценку и сформировать уверенность в себе застенчивому ребенку помогут специальные задания.

Педагог.

Вспомни, какими ласковыми именами называли тебя другие люди.

Расскажи о себе все самое хорошее (здесь нужно нацеливать ребенка только на позитивное описание, избегая «но.» и «если.»).

Назови своего товарища ласковым именем.

Перечисли, что ты больше всего любишь.

Окружающие оценивают нас по нашим поступкам; постарайся вспомнить свой поступок, который тебе больше всего нравится.

Люди часто говорят о нас хорошее и плохое, попробуй вспомнить о себе чье-то хорошее высказывание. Почему оно тебе запомнилось?

Похвали своего товарища.

• Общение

Для того чтобы научить ребенка вступать во взаимодействие с другими детьми, можно использовать следующий методический прием.

Среди детей выбирают помощника, который легко и свободно идет на контакт, может следовать инструкциям взрослого и концентрироваться на задании минимум десять минут. Его задача — вовлечь застенчивого ребенка в игру или в работу. Но помощник заранее должен быть готов получить отказ, особенно в начале контакта. Поэтому педагог предварительно разыгрывает с помощником ситуации, в которых играет роль неконтактного ребенка. Помощник должен понять, что это значит — получить отказ.

Кроме этого, помощник должен знать об играх и занятиях, которые нравятся застенчивому ребенку.

Поощряется любая попытка помощника наладить контакт с партнером.

Прививая застенчивому ребенку интерес к совместным действиям, подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает, пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых до того, как совместная работа станет неприятной, переключать на другую деятельность (рисование, конструирование, прослушивание музыкальных произведений и т. п.). Дозировать нужно даже похвалу.

Взрослые часто сами формируют у детей застенчивость. Иногда они незаслуженно навешивают на ребенка ярлык застенчивого; иногда остаются нечувствительными к застенчивости; иногда даже создают условия для ее возникновения. Поэтому педагогу принадлежит ведущая роль в обучении родителей особым приемам воспитания застенчивого ребенка.

Публикации по теме:

Детки играют в дидактическую игру «Угости светофорчиков»Детки играют в дидактическую игру «Угости светофорчиков» «В гости к светофорчикам» Игра «Угости светофорчики вкусными блинами» Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – кругом, учить.

Детки — малыши тоже поздравляют своих мам с Днём МатериДетки — малыши тоже поздравляют своих мам с Днём Матери В этом году День Матери упало на 29 ноября. Самые маленькие детки не остались в стороне и тоже захотели поздравить своих любимых мамочек.

Фотоотчёт «Самые чудные и незабываемые детки»Фотоотчёт «Самые чудные и незабываемые детки» Я – педагог. Моя работа – вести детей в будущее. Дорога эта нелегка, терниста, но во много раз благороднее и благодарнее обывательского.

Фотоочерк «Чистые пруды, застенчивые ивы»Фотоочерк «Чистые пруды, застенчивые ивы» У каждого из нас на свете есть места, Куда приходим мы на миг уединиться, Где память, как строка почтового листа, Нам сердце исцелит,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Застенчивые детки»
Опубликовано: 1 апреля 2024 в 10:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД