Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

Людмила Лехнер
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

Басалаева Елена Анатольевна,

воспитатель

Егорова Светлана Владимировна,

воспитатель

Лехнер Людмила Кирилловна,

воспитатель

Цаер Виктория Евгеньевна,

воспитатель

МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок»

г. Юрга, Кемеровской области

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Аннотация: в статье представляется опыт работы МБДОУ «Центра развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок» по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, которые направлены на формирование ЗОЖ всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: ЗОТ – здоровьесберегающие образовательные технологии. ЗОЖ – здоровый образ жизни. ОП – образовательный процесс.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные организации являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. [1, стр. 3]

МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок» - это муниципальное бюджетное образовательное учреждение, обеспечивающее разностороннее развитие детей. Каждый педагог знает, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Содержание, и организация образовательного процесса направлены на формирование у дошкольников потребности в здоровье и здоровом образе жизни и ориентация на здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе являются одной из главных и актуальных задач Центра развития ребёнка.

Проанализировав состояние здоровья воспитанников за последние годы, мы отметили, что количество абсолютно здоровых детей уменьшилось и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. Неоспоримо, что основная задача ДОУ на этапе завершения дошкольного образования сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, обеспечить безопасное пребывание в учреждении, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый человек спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников и его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами Центра развития ребёнка ЗОТ.

Здоровьесберегающая деятельность в Центре развития ребё нка осуществляется в следующих формах: медико-профилактическая технология; физкультурно-оздоровительная технология; технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов; технологии валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии.

Систематически проводится мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей. Работа по физическому развитию в нашем учреждении строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их физической подготовленности. На основании индивидуальных медицинских карт воспитатели имеют информацию о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Со стороны администрацией ведется контроль питания детей, физического развития, закаливания; соблюдение требований СанПиН. Проводятся профилактические мероприятия, способствующие резистентности детского организма (т. к. иммунизация, щадящий режим в период адаптации, чесночная терапия и т. д.); организуется развивающая - предметно пространственная здоровьесберегающая среда в ДОУ, проводится расширенный медицинский осмотр (с участием узких специалистов).

Физкультурно-оздоровительная деятельность в Центре развития ребёнка осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию согласно расписанию, и воспитателями в форме физкультминуток, ритмопластики, динамических пауз, релаксации, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементов дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, корригирующей гимнастики. Ежедневно для всех возрастных групп проводим подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Педагогом – психологом проводятся коммуникативные игры с детьми старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. В утренние часы проводим элементы точечного самомассажа. Использование технологии музыкального воздействия «минутки музыки» – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Технологии воздействия цветом использует педагог изобразительной деятельности – как специальное занятие 2 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.

Образовательная деятельность предполагает проведение игровых ситуаций и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания мы выделили наиболее доступные: нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в теплый период времени; прогулки на свежем воздухе. Оздоровительная работа в нашем Центре развития ребёнка усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции. Правильно подобранные цвета интерьера в Центре развития ребёнка снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Используемые в комплексе ЗОТ в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Педагог, формирующий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации. В этом нам помогает педагог – психолог, проводя различные семинары – тренинги, практикумы, консультации. Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах, «круглых столах», педагогических гостиных, семинарах-практикумах, мастер-классов и т. п.

В целях сотрудничества с родителями по формированию ЗОЖ нами разработана система мероприятий: родительские встречи в нетрадиционной форме, консультации, совместные конкурсы, спортивные праздники, Дни здоровья, папки-передвижки, индивидуальные беседы, «листки достижений», «почтовый ящик», личный пример педагогов (участие в городских олимпиадах, спартакиадах).

Мы считаем, что применение ЗОТ повысило результативность образовательного процесса и формирует у всех участников ОП (педагоги, дети, родители) ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Опираясь на результаты мониторинга здоровья воспитанников и участников ОП, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; формируются положительные мотивации у педагогов и родителей детей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у детей стойкую мотивацию на ЗОЖ и только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, потому что он жизнерадостен, оптимистичен, открыт к общению со сверстниками и взрослыми. Это залог успешного развития всех сфер социально-коммуникативных качеств личности.

Мы считаем, что здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Список литературы

1. Казин, Э. М., Заруба, Н. А., Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст] : методическое пособие/Э. М. Казин, Н. А. Заруба. - КРИПК и ПРО, 2003.-С. 147

2. Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации [Текст] : Учебно-практическое пособие. – М. : Педагогическое сообщество России, 2014

Публикации по теме:

Игровые технологии в образовательном процессе ДОО Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное.

ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в.

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе ДОУ Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения.

Интеграция в образовательном процессе ДОУ Интеграция в образовательном процессе ДОУ является одним из важных направлений для реализации ФГОС ДО. Интегрированное направление в процессе.

Использование игровой технологии Воскобовича в образовательном процессе детского сада Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Игру как метод обучения,.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет. Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать на то, что основным.

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Обучай-ка»Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Обучай-ка» Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. В этот период человек проходит огромный путь развития,.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУЗдоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Теучеж Фатимет Аскеровна, воспитаьтель МБДОУ№20. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. Забота о здоровье — это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 23 января 2016 в 11:42
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД