Лучший педагог года

Значение фонематического слуха в развитии ребёнка

Смирнова Ирина
Значение фонематического слуха в развитии ребёнка

Смирнова И. В.

МДОБУ «Центр развития ребенка

Медведевский детский сад №6 «Колокольчик»

п. Медведево

В статье описано влияние фонематического слуха на развитие речи ребёнка. Рассмотрены этапы овладения речью ребёнком. Выделены компоненты, которые входят в понятие фонематический слух.

Значение фонематического слуха в развитии ребёнка.

Публикация «Значение фонематического слуха в развитии ребёнка» размещена в разделах

Важную роль в жизни человека имеет устная и письменная речь. Правильная речь помогает получать, перерабатывать и хранить разную информацию, способствует совершенствованию и развитию человека. Одной из основ формирования и развития речи является фонематический слух.

Что же такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

Проблемой развития фонематических процессов занимались такие исследователи: Гвоздев А. Н., Эльконин Д. Б., Левина Р. Е., Филичева Т. Б. и другие.

Так профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью.

На первом, дофонемном этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.

На втором этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков.

Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Таким образом, правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать звуковые образы слов в своей речи и в речи окружающих.

В свою очередь понятие «фонема» ввел в 30-х годах XX века Л. С. Выготский. Фонема — это не просто звук, не потерявший значения, известная единица, обладающая в минимальной степени первичным свойством, который принадлежит и речи в целом. Он обращает внимание на то, что фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи, в связи с чем был введен термин фонематический слух.

Л. С. Выготский включает в фонематический слух следующие компоненты:

1) Способность слышать есть данный звук в слове или нет;

2) Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

3) Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Поэтому благодаря фонематическому слуху формируется правильная устная речь ребёнка. А далее человек овладевает звуковым анализом и синтезом, которые необходимы при обучении грамоте.

Итак, период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Проговаривание слов – одно из условий выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического слуха важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Его механизм существенно перестраивается при овладении чтением и письмом – в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко- буквенных образов слов.

Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они могут неправильно воспроизводить некоторые фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время они уже начинают слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; узнают неправильно произносимые слова и способны проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка : звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Речь смазана, нечеткая дикция, отмечается некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха так же остро встаёт при обучении грамоте. У детей с нарушением фонематического слуха ошибки из устной речи перетекают в письменную речь. Например, опираясь на проговаривание дети пишут неправильно распознанные звуки, не могут правильно поставить ударение в словах, что затрудняет подбор проверочных слов. Ребёнок не может различить ударный или безударный гласный звук в слове, глухой или звонкий согласный звук, соответственно он не может подобрать проверочное слово. Детям сложнее осваивать чтение, темп значительно медленнее, чем у их сверстников, им сложно освоить слитное чтение, часто при чтении переставляют буквы, слога местами, нарушается смысл прочитанного при неправильном соединении слогов (звуков) в слово. Таким образом нарушение или недостаточно развитый фонематический слух приводит к нарушениям звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушению грамматического строя речи, дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс.

Литература:

1)Выготский Л. С. Собрание сочинений Т. 4 Детская психология/ под ред. Д. Б. Эльконина М. : «Педагогика» 1984г.

2) Кондаков И. М. Психологический словарь СПб. ; М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 (М. : ПФ Красный пролетарий). - 508 с.

3) Фомичева М. Ф., Влосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Волосовец. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.

Публикации по теме:

«Значение игр с мячом во всестороннем развитии ребёнка» — консультация ко Дню мяча на МAAM«Значение игр с мячом во всестороннем развитии ребёнка» — консультация ко Дню мяча на МAAM Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в жизни детей. В детских играх мяч по популярности занимает одно из первых мест.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение фонематического слуха в развитии ребёнка
Опубликовано: 13 мая 2024 в 19:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение фонематического слуха в развитии ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД