Получи документы

Страх и тревожность у детей дошкольного возраста

Емельянова Ирина Алексеевна
Страх и тревожность у детей дошкольного возраста

Страх и тревожность у детей дошкольного возраста

Страх – такое же неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как и радость, гнев, печаль, удивление, восхищение и т. д. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич». Подавляющее большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Тревожные дети, вероятно, будут участвовать в различных видах поведения, позволяющих избежать опасностей.  В классе они могут быть отозваны, не инициировать взаимодействие, выбирать простые, а не сложные задачи и избегать ситуаций, в которых они ожидают повышенный риск неудачи.  В социальном плане они могут чувствовать себя некомфортно в новых ситуациях, не заводить разговоров или избегать групповых взаимодействий.  Они беспокоятся о социальной оценке и боятся, что другие воспримут их негативно.  Хотя могут быть некоторые основания для беспокойства, обычно они несоразмерны с ситуацией и нереальны.  Реальной или воображаемой угрозы может быть достаточно, чтобы вызвать реакцию тревоги. Тревожные дети, как правило, имеют сдержанный, осторожный и осторожный характер, который предрасполагает их к тревожным расстройствам.  У некоторых тревожных детей могут быть различия в определенных частях мозга, которые влияют на внимание, концентрацию и память.  

Публикация «Страх и тревожность у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель данной работы – рассмотреть влияние страха и тревоги на здоровье ребенка.

Задачи работы:

дать определение понятию страха и тревожности;

исследовать причины появления и развития тревожности у детей;

рассмотреть особенности поведения тревожных детей;

определить влияние на психологическое и физическое здоровье.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

Глава 1. Страх и тревожность

1.1. Определение понятий

Тревога – это психологическое, физиологическое и поведенческое состояние, вызываемое у животных и людей угрозой благополучию или выживанию, как реальному, так и потенциальному.  Он характеризуется повышенным возбуждением, продолжительностью, вегетативной и нейроэндокринной активацией и специфическими моделями поведения.  Функция этих изменений состоит в том, чтобы облегчить преодоление неблагоприятной или неожиданной ситуации.  Патологическая тревога мешает успешно справляться с жизненными проблемами.  Уязвимость к психопатологии, по-видимому, является следствием предрасполагающих факторов (или признаков, которые являются результатом многочисленных взаимодействий гена и окружающей среды во время развития (особенно в перинатальном периоде) и опыта (жизненных событий, в этом обзоре биология страха и тревоги будет рассмотрен из системных (отношения мозг-поведение, нейронные схемы, и функциональная нейроанатомия) и клеточные / молекулярные (нейротрансмиттеры, гормоны и другие биохимические факторы).

Современная эра исследования эмоций, вероятно, началась, когда стало очевидно, что эмоции - это не просто «чувства» или психические состояния, но они сопровождаются физиологическими и поведенческими изменениями, которые являются их неотъемлемой частью.  Это постепенно привело к тому, что сегодняшние представления об эмоциях испытываются или выражаются на трех разных, но тесно взаимосвязанных уровнях: психическом или психологическом уровне, (нейро) физиологическом уровне и поведенческом уровне.  Эти три дополнительных аспекта присутствуют даже в самых основных эмоциях, таких как страх.

Страх или беспокойство приводят к проявлению ряда адаптивных или защитных действий, которые направлены на то, чтобы уйти от источника опасности или мотивационного конфликта. Такое поведение зависит от контекста и репертуара вида. Стратегии активного преодоления используются, когда возможно избежать угрозы, и вегетативные изменения, связанные с этими активными стратегиями, опосредованы преимущественно симпатической активацией (гипертония, тахикардия). Стратегии пассивного преодоления, такие как иммобилизация или замораживание, обычно выявляются, когда угроза неизбежна, и обычно характеризуются автономным торможением (гипотензия, брадихардия) и более выраженным увеличением нейроэндокринного ответа (активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси и усиление секреция глюкокортикоидов).

Страх и беспокойство вызывают похожие реакции на определенные опасности. Но многие эксперты считают, что между ними есть важные различия. Эти различия могут объяснить, как мы реагируем на различные стрессоры в нашей среде.

Мышечное напряжение, учащенное сердцебиение и одышка являются наиболее значимыми физиологическими симптомами, связанными с реакцией на опасность. Эти телесные изменения являются результатом врожденной реакции на стресс, вызванной борьбой или бегством, которая считается необходимой для нашего выживания. Без этой реакции на стресс наш разум не получил бы предупреждающий сигнал опасности, и наши тела не смогли бы подготовиться к бегству или остаться и сражаться, когда столкнулись с опасностью.

Страх - это эмоциональный ответ на известную или определенную угрозу.  

Хотя фокус реакции отличается (реальная и воображаемая опасность, страх и беспокойство взаимосвязаны. Столкнувшись со страхом, большинство людей будут испытывать физические реакции, которые описаны под тревогой.  Страх вызывает беспокойство, а беспокойство может вызвать страх.

К основным симптомам, характерным для большей части расстройств личности, относятся неформулируемая тревога, тревожно-фобические состояния, неврастения и др. Широко распространенные тревожные расстройства невротического уровня (специфические фобии, посттравматическое стрессовое, генерализованное тревожное, паническое расстройство) дебютируют в среднем в 21 год. Тревожные расстройства включают в себя когнитивный, поведенческий, эмоциональный, вегетативный, моторный, соматический и косвенный компоненты. Тревога не  всегда оценивается пациентами как эмоциональное расстройство. Часто они фиксируются именно на вегетосоматических проявлениях тревоги и дальше интерпретируют тревожное состояние как реакцию на неблагоприятное физическое самочувствие. По данным эпидемиологических исследований, тревожными расстройствами чаще страдают женщины.

Таким образом, тревожные расстройства представляют собой попытки избегания опыта, связанного с имеющимися у индивида когнитивными и/или физиологическими уязвимостями, развивающиеся по принципу негативного подкрепления. Пациент стремится избежать контакта с личными событиями, которые вызывают негативные переживания (боль, страх, чувство одиночества, тревоги, травматические воспоминания, и поэтому пытается изменить их форму, частоту и подтекст, в котором они могут произойти. При этом он постоянно оценивает внутреннее состояние.

Стратегия избегания и контроля пугающих ситуаций оправдывается в первую очередь плохим самочувствием. Часто это приводит к тому, что пациенты жалуются не на тревогу, а на ее соматические последствия. Лечение тревожных расстройств включает методы психотерапии и фармакотерапии. Такая комплексная терапия при депрессивно-тревожных состояниях позволяет уменьшить депрессию и тревогу, давая доступ к чувствам, подавленным основными аффектами, и лучше понять сущность нарушения. Редукция острых симптомов (тревоги, тяжелой депрессии) уменьшает чувство беспомощности пациента, улучшает его когнитивные функции.

1.2. Причины появления и развития тревожности у детей

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.

Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно, нередко родители культируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от норм и правил, устанавливаемых взрослыми («Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет меня любить», «Если поступаю не так, как надо, меня накажут»).

Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, приступить жесткие рамки.

Говоря о жестких рамках, мы имеем в виду ограничения, установленные педагогом. К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх (в частности, в подвижных) в деятельности, на прогулках и т. д. ; ограничение детской непосредственности на занятиях, например, отрывание детей («Нина Петровна, а у меня … Тихо! Я все вижу! Сама ко всем подойду!»); пресечение детской инициативы («положи сейчас же, я не говорила брать листочки в руки!», «Немедленно замолчи, я говорю!»). К ограничениям можно также отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Так, если в процессе деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чему может препятствовать авторитарный педагог («это кому там смешно, Петров! Это я буду смеяться, когда на твои рисунки посмотрю», «А ты чего рыдаешь? Замучила всех своими слезами!»).

Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным педагогом, нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течении длительного времени и порождает страх не успеть или сделать неправильно.

Дисциплинарные меры, применяемых таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям.

Непоследовательный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Воспитателю также необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, прежде всего ситуацию непринятия со стороны сверстников; ребенок считает: в том, что его не любят, есть его вина, он плохой («любят хороших») заслужить любовь, ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.

Следующая ситуация – ситуация соперничества, конкуренции, особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

Еще одна ситуация – ситуация повешенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.

В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. В этом случае старый призыв к воспитателю воспитать прежде всего себя звучит чрезвычайно уместно. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок напоминал настороженного и пугливого зверька, взгляните честно на самих себя: не у вас ли он перенял такую манеру.

Однако такая неприятная индивидуальная особенность проявляется порой и у детей, чьи родители не подвержены мнительности и настроены в целом оптимистично. Такие родители, как правило, хорошо знают чего они хотят добиться от своих детей. Особое внимание они уделяют дисциплине и познавательным достижениям ребенка. Поэтому перед ним постоянно ставится разнообразные задачи, которые они должны решать, чтобы оправдать высокие ожидания родителей. Справится со всеми задачами ребенку не всегда по силам, а это и вызывает недовольство старших. В результате ребенок оказывается в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли он угодить родителям или допустил какое то упущение, за которое последует неодобрение и порицании. Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительских требований. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, но в принципе предвидит возможное недовольство, то все его существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой.

Также к возникновению и развитию тревожности и страха способны интенсивно воздействовать на развивающееся воображения детей сказочного образца. В 2 года это Волк – зубами щелк, способный причинить боль, загрызть, съесть, как красную шапочку. На рубеже 2-3 лет дети боятся Бармалея. В 3 года у мальчиков и в 4 года у девочек «монополия на страх» принадлежит образам Бабы Яги и Кащея Бессмертного. Все эти персонажи могут как раз познакомить детей с отрицательными, негативными сторонами взаимоотношений люде, с жестокостью и коварством, бездушием и жадностью, как и опасностью вообще. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро одерживает победу над злом, жизнь над смертью, дает возможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности и опасности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запрете.

Встречаемость тревожных расстройств в  популяции на  протяжении последних лет стремительно растет, чему есть несколько причин, среди которых не  только стресс и  изменения социально-экономических условий, но и улучшение методов диагностики.

На  сегодняшний день тревожным расстройствам подвержены все социальные слои и  возрастные  группы. В основе формирования острого и хронического стресса как причины многих тревожно-депрессивных состояний лежит «срыв» адаптационных возможностей организма. Этот «срыв» может проявляться в виде соматовегетативных нарушений, аффективных расстройств или их сочетания. Тревога относится к  числу наиболее распространенных неспецифических феноменов, входящих в  структуру как психопатологических, так и различных соматических расстройств.

Выделяют два вида тревоги (отрицательного эмоционального переживания, обусловленного ожиданием чего-то опасного, имеющего диффузный характер и  не связанного с  конкретным событием): нормальную (адаптивную) и патологическую (дезадаптивную). Нормальная тревога связана с  угрожающей ситуацией, усиливается адекватно ей в  условиях субъективной значимости выбора, при недостаточности информации, в  условиях дефицита времени. Физиологическое значение тревоги состоит в  мобилизации организма для быстрого достижения адаптации.

В  отличие от  нормальной патологическая тревога может провоцироваться внешними обстоятельствами или внутренними причинами. Этот вид тревоги не связан с реальной угрозой и не адекватен значимости ситуации. Патологическая тревога имеет конкретные клинические проявления. Тревожные симптомы приобретают клиническую значимость, когда их выраженность достигает тяжелой степени, они не  купируются в  течение длительного времени, развиваются при отсутствии стрессорных факторов и  не поддаются контролю, а  также нарушают физическое, социальное или профессиональное функционирование индивидуума. Можно выделить две основные группы симптомов тревоги: психические и  соматические.

Психические симптомы тревоги включают в себя постоянное или периодически возникающее чувство тревоги, беспокойство по  мелочам, ощущение напряжения и  скованности, невозможность сконцентрироваться, быструю утомляемость, затруднения засыпания и поверхностный, неглубокий сон, страхи. К  соматическим проявлениям относятся полисистемность, неспецифичность и  отсутствие схожести с известными соматическими заболеваниями. Чаще всего встречаются учащенное сердцебиение и «перебои» в работе сердца, приливы жара или холода, потливость, ощущение «кома» в  горле, тошнота, ощущение вздутия живота, учащенное мочеиспускание, сухость во рту, головокружение, предобморочные состояния, боли в мышцах

Страхи у детей живут и продолжают тревожить до тех пор, пока ребенок не почувствует безопасность и защиту, которую должны обеспечить родители и ближайшее социальное окружение. Для преодоления страхов проводится специальная методическая работа, которая оказывает эффективное влияние на оздоровление детской психики и освобождение от тревоги:

Арт-терапевтический подход.  В процессе рисования и рассказывания у ребенка происходит освобождение от переживаний и негативных чувств. С помощью изображения пугающих образов малыш перестраивает свое отношение к неприятной травмирующей ситуации;

Применение игровой терапии.  Ребенку предоставляется возможность с помощью исполнения роли образа или персонажа, который внушает ему страх, избавиться от переживаний и тревоги;

Манипулирование страхами.  Ребенок должен понять и принять ситуацию, в которой у него зародился страх. Путем узнавания объекта страха и его принятия малыш учится привыкать к нему, таким образом, постепенно уменьшая тревогу по поводу провоцирующего переживания объекта;

Использование песочной терапии.  Являясь самым органичным методом борьбы с тревогами у детей, этот метод позволяет им наиболее ярко выражать свои переживания и эмоции, преодолевать психическое напряжение, отыгрывать свои внутренние травмирующие ситуации и излечиваться от фобий.

Работа по преодолению детских страхов должна вестись комплексно с учетом возрастных особенностей ребенка, влияния семьи и социального окружения. Тем не менее, основополагающим фактором защиты детей от различных фобий являются детско-родительские отношения.

Если малыш родился в семье, где родители с самого рождения проявляют грамотное и внимательное отношение к его тревогам, детские страхи не представляют какой-либо угрозы для психического и эмоционального развития ребенка.

Родителям необходимо серьезно и ответственно относиться к каждому этапу взросления ребенка, помогая ему правильно развиваться, с легкостью преодолевать трудности и тревоги.

Выводы:

Страх и беспокойство связаны со многими психическими расстройствами.  Эти чувства чаще всего связаны с тревожными расстройствами, такими как специфические фобии , агорафобия , социальное тревожное расстройство и паническое расстройство . 

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей»Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей» СЕНТЯБРЬ. Листьям – Время опадать, Птицам – Время улетать, Грибникам – Блуждать в тумане, Ветру – В трубах завывать. Солнцу – стынуть,.

Конспект НОД «Три настроения — радость, горе, страх» в подготовительной группеКонспект НОД «Три настроения — радость, горе, страх» в подготовительной группе Конспект НОД: «Три настроения – радость, горе, страх» в подготовительной группе Цель: Создать условие для формирования у дошкольников собственных.

Конспект занятия на тему «Страх» с элементами сказкотерапии Тема «Страх» Цели. 1. Познакомить детей с эмоцией испуг. 2. Изучать выражения эмоциональных состояний в мимике. 3. Развивать умение справляться.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Радость, страх, гнев, печаль — это все эмоцииРадость, страх, гнев, печаль — это все эмоции Радость, страх, гнев, печаль — это все эмоции. Рассматривая фотографии в семейном альбоме, картинки в детских книжках. Мы можем научить.

Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Страх и тревожность у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 сентября 2020 в 14:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД