Голубева Оксана
Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Страничка психолога
Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка
Начало систематического обучения в школе связано с изменениями социальной ситуации в жизни ребенка, его социального статуса. Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка к школе требует определенной психологической готовности, которая включает личностную и социальную готовность. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе, имеющего круг важных обязанностей и прав, то далее, даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Дети, не посещающие детский сад, растут, как правило, в окружении взрослых и мало контактируют со сверстниками, зачастую они затрудняются установить контакт с ними, не умеют считаться с мнением других, подчиняться требованиям. Многиеиз них привыкли следовать только своим желаниям, ориентированы на общение со взрослыми, которые им подчиняются. Такие дети, приходя в школу, часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не поддерживает и не одобряет их действия. Возможности для индивидуальной работы с такими детьми в условиях класса у учителя минимальны, и дети быстро теряют интерес к учебе, т. к. сами не умеют проявить активность в совместной работе.
Публикация «Консультация психолога „Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Психология школьников
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Учебная деятельность носит коллективный характер. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам. Такого уровня взаимодействия ребенок может достичь только в условиях специально организованной деятельности, направленной на приобретение позитивного опыта совместного с другими существования. Отсутствие умения сотрудничать со сверстниками, преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм. Появляются разочарование, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность и, как следствие, потеря интереса к школьной жизни.
Личностные, эмоциональные проблемы ребенка также осложняют его адаптацию к школе. Неадекватная, завышенная или заниженная самооценка, неуважительное, недоброжелательное отношение к сверстникам - еще одна причина школьных трудностей. Если ребенок хочет быть «главным», не признает правил, сердится, дуется, если что-то не так, как ему хочется, то у него будут сложности в общении в классе. Такой ребенок перебивает других учеников и учителя, стремясь показать, как он много знает, постоянно привлекает к себе внимание репликами или действиями, командует, указывает. Такого ребенка вскоре начинают недолюбливать дети. Они дразнят его «выскочкой», «воображалой», да и учителю порой трудно бывает сдержать раздражение. Конфликты с учителем и детьми плачевно сказываются на школьных достижениях и успехах, ухудшают психологическое состояние ребенка.
Особую тревогу вызывает категория неуверенных детей. Они болезненно реагируют на новые условия своего существования. Страх контакта, трудности в эмоциональном сближении с детьми, недоверие к людям ведут к тому, что они долго не могут наладить отношения со сверстниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в стороне или жмутся к стенке, порой даже выжидают время, чтобы выйти из класса, никого не задев, боятся обратиться с вопросом к учителю. Страх быть в центре внимания перерастает в ужас, когда ему нужно выйти к доске. Требовательность со стороны учителя зачастую воспринимается им как жесткость. Он испытывает постоянное стрессовое напряжение, что может существенно осложнить его личностное развитие, привести к нарушению психического здоровья, психосоматическим заболеваниям. Заниженная самооценка, постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свои силы и успех, зависимость от оценки учителя, мнения сверстников часто приводят к апатии, нежеланию стараться, к эмоциональному срыву, к потере своего «Я».
Многих трудностей можно было бы избежать, если бы ребенок осознавал свои чувства, желания и потребности, владел бы «языком чувств» и мог их выражать. Однако, родители редко учат детей культуре внутренней, психической жизни, психологической культуре. Для многих детей характерна эмоциональная расхлябанность, несдержанность. Зачастую успехи детей в школе связаны с непосредственным интересом. Если его нет, ребенок делает все наспех, небрежно, не стремясь достичь положительного результата.
Трудности обучения связаны еще с тем, что дети не могут долго слушать и слышать учителя, сосредотачиваться и удерживать задачу. Учителя объясняют это несформированностью произвольного внимания, произвольной регуляции. Однако, причины подобных трудностей кроются и в сфере общения ребенка со взрослым. К 6-7 годам у ребенка должны складываться внеситуативные формы общения со взрослым. У него появляется потребность во внимании, сопереживании взрослого. Если у взрослых, находящихся рядом с ребенком, превалирует авторитарный, административно-командный стиль общения, если педагог не проявляет интереса к личности ребенка, его внутреннему миру, если в общении преобладают лишь деловые мотивы, эта потребность у ребенка не удовлетворяется. Ребенок, не посещающий дошкольные учреждения, зачастую не способен также различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (в учреждении, в доме, на улице, что ведет к неадекватному отношению к учителю. Так, он может пытаться установить панибратские отношения или унизить учителя, демонстрировать непослушание и т. п.
Таким образом, готовность ребенка к школе определяется особенностями личностного, социального развития : отношением к самому себе, взаимоотношениями со сверстниками и со взрослыми.
Подготовила педагог-психолог Голубева О. Е. МБДОУ детского сада №2 «Колокольчик»
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975. -447 с.
2. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : Уч. пос. - М. : Ось-89. 1999.
3. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. Психологические труды. - М. : Институт практического психолога. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Институт практической психологии, - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
6. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза. Избранные психологические труды : В 2-х т. - М., 1986.
7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб. : Союз, Лениздат, 2000.
8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
9. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1963. - Т. 1, - М., 1970. -Т. 2.
10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М. : ТЦ «Сфера», 1999.
11. Фарбер Д. А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // структурно-функциональная организация развивающегося мозга. - Л. : Наука, 1990. -168 с.
12. Фельдштейн А. И. Социальное развитие в пространстве - времени детства. - М., 1997.
13. Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности. - Пермь: Перм. ун-т, 1992. - 264 с.
14. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Пельдштейна, - М. : Институт практической психологии, - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416с.