Марина Шепель
Стрессоустойчивость педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Шепель М. В, Смирнова О. М.
Стресс является неотъемлемой частью человеческой жизни - это негативная реакция человеческого организма в виде нервного напряжения на воздействие стрессора.
Стрессор –это различные жизненные ситуации, которые человек считает негативными и препятствующими удовлетворению его потребностей.
Организм реагирует на стрессоры двумя способами: на физиологическом и психологическом уровнях.
Публикация «Стрессоустойчивость педагога» размещена в разделах
На физиологическом уровне происходят изменения в деятельности эндокринной, мышечной, сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и кожной систем.
На психологическом уровне реакция на стресс включает в себя целый комплекс негативных эмоциональных переживаний, таких как страх, тревога, беспокойство, гнев, враждебность, обида, печаль, тоска, страдание.
Не секрет, что профессия педагога требует определенного количества сил, энергии и самоотдачи. Суета, шум и всевозможные раздражители могут действовать на нервы, лишать педагогов нормального сна и вызывать у них профессиональный стресс. В таких условиях трудно сохранить самоконтроль и не перенести это состояние на работу.
Причины возникновения стресса у педагога.
В профессии педагога существует множество ситуаций, которые могут вызвать стресс. Они связаны:
• С необходимостью взаимодействовать с «трудными» детьми и «сложными» родителями.
• Ежегодно появляется множество новых инновационных технологий, теорий, разработок. Для их изучения и освоения необходимы время, деньги, силы и энергия, что и может являться источником развития синдрома эмоционального выгорания.
• Усилия педагога не всегда в итоге приводят к положительным результатам в силу многих объективных и субъективных причин. В этом случае у педагога может возникать ощущение собственной профессиональной беспомощности. Это может быть разрушительным для педагога.
• Низкие зарплаты педагогов негативно сказываются на уровне их самоуважения. Данный стрессор может привести к личностному кризису или развитию психосоматики.
Все перечисленные факторы неоспоримо могут стать причиной возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания или профессиональной деформации.
Выгорание наиболее опасно на ранних стадиях. Педагоги редко ощущают его симптомы, поэтому изменения в поведении педагогов первыми замечают коллеги.
Важно это понять, осознать, и научиться контролировать влияние этих факторов, что является основным и главным ресурсом стрессоустойчивости для педагога.
Одной из ключевых характеристик людей, которые реже страдают от профессионального выгорания, является стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость - это черта личности, способствующая тому, что неблагоприятные ситуации не вызывают стрессовой реакции, а переживание стресса сопровождается минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимальным психологическим выигрышем.
Как же можно повысить стрессоустойчивость педагога?
• Полноценный отдых и сон (как психический, так и физический) имеют решающее значение для развития стрессоустойчивости;
• Найти время для встречи с друзьями и близкими людьми, где чувствуешь себя комфортно;
• Позаниматься в тренажерном зале;
• Сходить в лес, съездить на море;
• Даже в суете повседневной жизни важно находить время для занятий любимым делом. Найти хобби, которое даст отдушину, укрепит уверенность в себе, принесет душевное удовлетворение и поможет снять стресс.
• Стараться не позволять негативным эмоциям взять верх! Стать настоящим борцом с невидимыми силами стресса, которые могут разрушить нас изнутри. Только сила воли может помочь нам восстановиться после эмоциональных взлетов и падений.
Главное помнить, что стрессоустойчивость педагога - это качество, которое можно тренировать и развивать. Чтобы педагог ощущал полное успокоение, удовлетворение и не оказывал неблагоприятное, отрицательное влияние на тех, с кем он работает и общается, ему необходимо разобраться с собственными проблемами и начать с себя.