Лучший педагог года

Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников

Юлия Бродская
Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников

О. С. Ушакова отмечала, что культура речи – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Культура речи включает элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств [16]. Этими элементами являются: звуковая и интонационная культура речи и фонематический слух.

Публикация «Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников» размещена в разделах

Культура речи, по мнению Ф. А. Сохина, это умение правильно излагать смысл содержания, пользоваться языковыми средствами, такими как звукопроизношение, интонация, лексическим запасом и грамматическими формами. А звуковая культура речи является составной частью речевой культуры [14].

Мнение Ф. А. Сохина поддерживал и А. И. Максаков, по его определению, звуковая культура речи охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. [11].

М. М. Алексеева, А. М. Бродич, В. И. Яшина считали понятие «звуковая культура речи» достаточно широким.

По определению М. М. Алексеевой, звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию [1].

По определению А. М. Бородич, звуковая культура речи - это произносительные качества, характеризующие звучащую речь: (звукопроизношение, дикция, элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) [3].

Исходя из вышесказанного, определения звуковой культуры речи разных педагогов схожи между собой, но более полным нам кажется определение А. М. Бородич.

Общеизвестно, что звуковой язык – это единственный язык общества, являющийся связующим звеном в общении между ребенком и окружающей его действительностью, в силу своей звуковой материи, которая представлена звуками, вовлеченными в процесс общения, то есть производства и обмена мыслей [15].

И. П. Павлов подчеркивал, что слово является реальным раздражителем, с самого первого момента овладения языком. Слово предстоит перед ребенком, прежде всего своей материальной, звуковой стороной, именно с ней ребенок имеет дело, когда учится понимать первые слова, а тем более, когда учится их произносить [13].

Рассмотрим понятие звуковой стороны речи с разных точек зрения: акустической, артикуляционной, функциональной.

Акустический (физический) аспект, при котором звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи. Источниками колебаний при образовании звуков речи являются : движение голосовых связок, сужение канала, преодоление преград. Индивидуальные особенности полости рта, носа и глотки (их форма и размер) обуславливают индивидуальные различия в голосе, которые характеризуются такими физическими параметрами, как высота, сила и тембр голоса.

Артикуляционный (физиологический) аспект, при котором звук выступает как продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата). Работа органов речи направленная на производство звуков, называется артикуляцией. Особенности произношения звуков в языке составляют его артикуляционную базу. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества.

Функциональный (лингвистический) аспект, где звук рассматривается как один из возможных вариантов фонемы в процессе функционирования, выполняющий смыслоразличительную и строительную функции [8].

Анализируя различные аспекты звуковой стороны речи, становятся понятными компоненты звуковой культуры речи, закономерности постепенного формирования звуковой культуры речи у детей и возможность определить задачи по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.

Компонентами звуковой культуры речи являются речевой слух, как предпосылка возникновения речи и речевое дыхание, как условие для возникновения речепроизношения. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции. Развитие восприятия речи, слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух [1].

Речевое дыхание – это дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема и ротовым типом дыхания [7]. Речевое дыхание характеризуется правильным сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз.

Каждый человек от рождения обладает слуховым восприятием, т. е. способностью воспринимать звуковые колебания органами слуха. Важной характеристикой слуха является слуховое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности, при этом внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.

В современной педагогической, психологической и методической литературе для обозначения фонематического слуха используются разные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи.

В психологических исследованиях речевой слух называют фонематическим слухом. Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем» [19]. Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, от уровня развития фонематического слуха [5]. Как было отмечено И. П. Павловым, восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других [9].

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостатки анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Р. Е. Левина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова [17].

Д. Б. Эльконин назвал специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.

Фонематическое восприятие, если речевое развитие ребенка в норме, не требует специального обучения, а звуковой анализ требует специального обучения. Фонематическое восприятие - первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Фонематическое восприятие формируется в период до 4-х лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. И, наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Ребенок начинает реагировать на звуки со второй - четвертой недели жизни, в 7 - 11 месяцев он откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни слово становится орудием общения, когда ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку - фонемы, входящие в его состав. Далее развитие фонематического восприятия происходит быстро, скачкообразно, опережая артикуляционные возможности ребенка.

Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка [13].

Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.

По данным Н. Х. Швачкина, в период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи [18].

А. Н. Гвоздев и Н. И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения [4]. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой - с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. По словам Д. Б. Эльконина, правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают. Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и определение его отличия среди других [12].

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем произносить правильно.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает и при поступлении в школу. Несмотря на хорошие умственные способности, дети с нарушенным фонематического восприятия плохо справляются со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и грубым нарушениям письма [6].

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи детей младшего дошкольного возраста, поскольку этот период является наиболее благоприятным для ее решения. Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится с учетом возрастных особенностей речи детей.

Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников предполагает решение задач:

формирование правильного звуко- и слово - произношения, для этого необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, совершенствование моторики артикуляционного аппарата, последовательная работа над чётким произношением уже освоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными; закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи;

развитие речевого дыхания предполагает помощь детям в преодолении возрастных недостатков речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию;

формирование произвольной выразительности речи – владение средствами речевой выразительности высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, вопросительными и восклицательными интонациями. Н. С. Карпинская отмечает, что сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий [10];

выработки дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом. Работа над дикцией начинается с младшими дошкольниками в процессе пения и чтения потешек и стихотворений;

работа над орфоэпической правильностью речи заключается, в предоставлении воспитателем детям образца устной речи;

воспитание культуры речевого общения как части этикета, включает понятие общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения [2].

Итак, в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура», хорошо сформированное фонематическое восприятие и слух, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа являются необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для дальнейшего обучения дошкольника грамоте.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи будет вестись по следующим направлениям: развитие речедвигательного аппарата и речевого дыхания, формирование правильного звуко- и слово- произношения, развитие фонематического восприятия речи, выработка дикции, работа над орфоэпической правильностью речи и воспитанию культуры речевого общения как части этикета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. – 400 с.

2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М. : Проcвещение, 1981. - 256 с.

3. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста / С. С. Бухвостова. – Курск: Академия Холдинг, 2000. –148с.

4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.

5. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары: Академия, 2000. - 216 с.

6. Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. - 2003, - № 8. – С. 12-23.

7. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. — М. : ВЛАДОС, 2008. – 368 с.

8. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. 5-е изд., испр. и дополн. – Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.

9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М. : Издательство Академии педагогических наук, 1958. - 378 с.

10. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей : ранний и дошкольный возраст / Н. С. Карпинская. – М. : Педагогика, 1972. – 149 с.

11. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А. И. Максаков. – 2-е изд. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 c.

12. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1967. – 173 с.

13. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1964. – 352 с.

14. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1984. - 223 с.

15. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком. Развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2014. – 288 с.

16. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников/ О. С. Ушакова. - М. : Институт Психотерапии, 2001. - 256 с.

17. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е. Черкасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. – С. 76-80.

18. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика. Хрестоматия: учебное пособие / состав. К. Ф. Седова. - М. : Лабиринт, 2004. – 330 с.

19. Шульга, А. В. Роль фонематического слуха ребенка / А. В. Шульга; Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации: сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практ. конференции, 31 октября 2013 г. Ч. 5. - 2013. – С. 26-27.

Публикации по теме:

Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются.

Дидактическая игра для развития звуковой культуры речи «Веселый паровоз»Дидактическая игра для развития звуковой культуры речи «Веселый паровоз» Цель: -Развивать речевое дыхание; -Формировать умение пользоваться силой голоса; - Упражнять в отчетливом произнесении звуков. Описание:.

Дидактические игры с дошкольниками по формированию звуковой культуры речиДидактические игры с дошкольниками по формированию звуковой культуры речи Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня представляю Вашему вниманию дидактические игры по формированию у дошкольников звуковой.

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников путем формирования звуковой культуры речи» «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого,.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в речевое развитие владение речью как средством общения.

Понятие и сущность педагогической культуры родителей В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощен.

Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. (младший дошкольный возраст). Воспитатель:.

Сущность и содержание процесса адаптации детей в ДОУ Адаптация - это процесс активного приспособления личности или группы к меняющейся социальной среде. Адаптация – в широком смысле – приспособление.

Тема: Развитие звуковой культуры речи у дошкольников 5–7 лет на логопедическом пункте. Постановка и закрепление звука «Р» 1 слайд: Тема: Развитие звуковой культуры речи у дошкольников на логопедическом пункте. 2 слайд: Постановка и закрепление звука "Р" на логопедическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников
Опубликовано: 9 октября 2016 в 19:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД