Лучший педагог года

Сущность и содержание наблюдения

Елена Савиных
Сущность и содержание наблюдения

Тема: Сущность и содержание наблюдения

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений.

Публикация «Сущность и содержание наблюдения» размещена в разделах

Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Значение наблюдения состоит :

Значение наблюдений.

1. Формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

2. Развитие умений выделять различные признаки объектов природы, обнаруживать взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.

При планировании наблюдений воспитатель продумывает:

1. Оборудование и материалы

2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);

3. Приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, складывается из следующих моментов:

1. Выделение самих объектов (целого, частей, из которых они состоят (т. е. определение особенностей строения растений и животных, Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление поотдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелыйплод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит и т. д.

2. Различных проявлений живых существ (т. е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения);

Например, дети знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света.

3. Определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);

Например, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей.

4. Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям й устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы. Например, с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей.

По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются:

1. Особенности их строения,

2. Способы функционирования (разные формы поведения)

3. Компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней,

4. Характер взаимоотношения человека с животными.

Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере белки. Вариант 1. В лесопарке, куда дети ходят на прогулку, нередко можно увидеть одну, две белки. Гуляющие иногда их подкармливают, протягивая к ним ладошки или выкладывая лакомство на кормушку. Содержанием наблюдений является : o передвижение по деревьям - бег, лазание по стволам и веткам (вверх и вниз, прыжки с дерева на дерево, с ветки на ветку (как и с помощью каких органов происходит это передвижение); o облик - части тела, особенности строения, разные характеристики (окраска, форма, размер и пр.) внешних органов; o ориентировка в пространстве: как прислушиваются к звукам и шумам, как осматривают все вокруг себя (деревья, людей, угощения, гуляющих собак и пр., т. е. как, какими действиями реагируют на окружающую ситуацию; o среда обитания - деревья леса (породы, густота произрастания, наличие дупел, особенности коры, веток, лесной корм, другие животные леса (враги, нейтральные); o взаимоотношения с людьми - реакция на появление отдыхающих, их действия; o жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске шерсти в переходные сезоны, гнездо строение весной, запасание кормов осенью, их поиск зимой. Вариант 2. Белка живет в вольере в детском саду. Содержание наблюдений в этом случае будет следующее: o облик - части тела, их строение, характеристики; o среда жизни: пространство вольера, предметы, его наполняющие: дуплянки, колесо, подстилка и пр. ; o корма, способы их поедания (сидит или висит, держит лапками, грызет и пр.); o передвижение по вольеру и предметам (как и с помощью каких органов); o ориентировка в окружающей среде - реакция на звуки, новые предметы, появление людей; o сезонные изменения во внешнем облике и поведении; o создание и поддержание людьми необходимых условий жизни для белки, живущей в неволе. Таким образом, содержание наблюдений - то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить сам педагог.

Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере наблюдения за кошкой в детском саду.

Отмечаем в наблюдении три последовательные позиции:

1) Замечать и называть отдельные действия, совершаемые животным;

Действия кошки: стоит на четырех лапах, поворачивает голову влево, вправо, садится, оглядывается назад, подходит к краю стола, смотрит вниз, нюхает стол, прыгает вниз, бежит к двери (она закрыта, смотрит на воспитателя

2) Выяснить что значат эти действия - правильно понимать то, что они означают, и через них определять состояние животного;

кошка, оглядываясь и обнюхивая стол, ориентируется в новом месте, знакомится с ним. Это новое место ей не нравится, вызывает у нее легкую тревогу - она хочет его покинуть.

2) На основе увиденного обозначать адекватное поведение и отношение наблюдателя к происходящему, возможные его действия (т. е. сказать, как человек должен среагировать на поведение животного, что он в этой ситуации может и должен делать).

Реакция наблюдателя : животное встревожено, поэтому его надо успокоить: взять на руки, погладить, почесать за ушами, вокруг головы, сопровождая эти действия ласковыми словами и мягкой интонацией реакцию на него человека. Важно для развития восприятия детей организовать циклы наблюдений.

Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы

Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками - это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы - бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдении, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.

В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме.

Наблюдение 1. Что живет в аквариуме? Цель. Познакомить с рыбкой, сообщить ее название; вызвать радость от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.

Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка? Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды; вода комнатной температуры (не холодная и не горячая, чистая (прозрачная, в такой воде есть воздух - рыбке легко дышать.

Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть, емкость для его хранения. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления:

Наблюдение 4. Что есть у рыбки? Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца - голова, с другого - хвост, сверху туловища спина, снизу - брюшко; есть плавники, тело покрыто чешуей.

Наблюдение 5. Рыбка живая - о ней надо заботиться. Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум, она начнет задыхаться, болеть, может умереть. О рыбке надо заботиться: доливать чистую воду, протирать стекла аквариума.

Наблюдение 6. Как рыбка плавает? Цель. Учить наблюдать за поведением рыбки - способом передвижения в воде- вперед, назад, вверх и вниз. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, заболела ее надо лечить, ей надо сочувствовать.

Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает? Цель. Знакомить с разными особенностями поведения. Рыбка живая, нуждается в отдыхе. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век.

Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой - это красиво. Цель. Учить, на примере аквариума, замечать красоту природы. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают.

Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно, два наблюдения в течение 1,5-2 месяцев. Чтобы способствовать развитию у детей интереса к объекту природы необходимо соблюдать требования.

Требования к проведению наблюдений

1. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения (Организация пространства)

Воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить).

Вдоль грядки или клумбы можно расположить в один ряд много детей - половину или даже всю группу. Около аквариума, наоборот, встать в один ряд могут не более 3-5 детей.

Хорошим подспорьем в организации наблюдений является раздаточный материал: овощи, фрукты, ветки, перья, семена, шишки и пр. Дети могут брать их в руки и обследовать в индивидуальном порядке. Одни и те же наблюдения с небольшим количеством детей можно повторять несколько раз, чтобы одно и то же содержание было усвоено всеми или большинством дошкольников группы. В практике общения взрослых с детьми самостоятельное получение сенсорной информации последними нередко подменяется словесной информацией первых: взрослые рассказывают об объекте природы вместо того, чтобы организовать его восприятие детьми. Словесная информация - это совсем иная форма познания окружающего мира, она трудна для маленького ребенка, так как связана со способностями к абстракции, высшим формам мышления, которые в этом возрасте развиты недостаточно. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово идет вслед за чувственным восприятием - только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

2. Второе требование связано с временным параметром наблюдения : Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин.

3. Третье требование связано со структурой наблюдений.

Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.

Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу - собрать детей и сконцентрировать их внимание. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые; могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать к воспитателю.

Вторая часть наблюдения является основной.

Задача воспитателя - использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и мобилизует детей на продолжение наблюдений

Что может усилить наблюдение, помочь освоении его содержания, - это правильно найденные и включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети. Воспитатель предлагает несколько раз закрыть глаза, открыть их, спрашивает, что происходит с ними, когда глаза закрыты (наблюдение за рыбкой).

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку "Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть. "

4. Специальная подготовка к проведению наблюдения.

Животные не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т. е. ее не следует кормить заранее). Чтобы продемонстрировать, как птица отдыхает и спит, спрятав голову под крыло, наблюдение надо спланировать на вечер, выключить свет там, где стоит клетка, соблюдать при этом тишину. Чтобы понаблюдать с детьми реакцию сухопутной черепахи на тепло, надо иметь рефлектор в террариуме, включить лампу и следить за перемещениями животного. А чтобы понаблюдать, как она ест или передвигается, - включить рефлектор следует задолго до наблюдения, чтобы животное успело разогреться и стало активным.

В наблюдении часто используется недельная методика ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы

Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца - вторую или третью - во всех группах детского сада планируются:

а) Ежедневное наблюдение за погодой;

Наблюдения за погодой включают три параметра:

1. Определение состояния неба и осадков,

2. Наличие или отсутствие ветра,

3. Степень тепла и холода.

Небо может быть голубым, чистым, на нем может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным, темным с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер - это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь, заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.). Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды.

Наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода определяется словами и по наличию одежды. Например, жарко - на детях сарафаны, легкие платья; тепло - на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках пиджачки, ветровки; холодно - дошкольники гуляют в демисезонной одежде (куртки, пальто); очень холодно (мороз) - дети в зимней одежде (шубы, пуховики, теплые пальто). Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают ее - сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение.

Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода, по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная.

б) Рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели);

Воспитатель выбирает одно листопадное дерево, которое дети тщательно рассматривают, выделяя следующие моменты: есть ли на нем листья или нет; их много или мало; где их больше - на дереве или под ним; какого цвета листья на дереве, а какого под ним. В эту неделю воспитатель обращает внимание детей на покров земли - он всегда имеет сезонный облик. В конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует наблюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, ящерицами. Особенно интересны насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: когда тепло, порхают бабочки, летают мухи, шмели, комары; и, наоборот, они исчезают в холодный осенний и зимний период. В начале осени, пока тепло, их можно видеть активными, при похолодании - обнаружить лишь в местах затаивания. Там, где много птиц, осенью и весной можно заметить смену их состава, что также является ярким признаком того или другого сезона. Животных, которых дети сумели заметить, необходимо изобразить в календаре природы. Таким образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразными наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

в) Ежедневная работа с календарем. Старшие дошкольникам дается задание- наблюдать погоду в выходные дни, зарисовать заначками в календаре природы.

Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы -явлений растительного, животного мира и неживой природы.

Недельный цикл наблюдений за погодой

Наблюдения за погодой

Понедельник-основной прием вопросы –»Какого цвета небо?», «Что на нем есть?»

Вторник-Прием Сравнение-»Посмотрите на небо.

Оно такое же, как вчера,или другое?Оно такого же цвета или другого?»

Среда-Игровые приемы для поддержания интереса к наблюдениям : выносит куклу, мишку или др. персонажа, любимого детьми, проосит рассказать ему о погоде (по той же схеме).Можно включить загадки и короткие стихи.

Четверг-Прием поручений -2-3 ребятам даем поручение понаблюдать за погодой и рассказать об этом всем ребятам.

Пятница-Прием забыть про наблюдения за погодой-после прихода с прогулки сказать:»мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?»

Суббота и воскресенье-старшие дошкольникам дается задание-наблюдать погоду в выходные дни, зарисовать заначками в календаре природы.

Наиболее доступным для наблюдения является проращивание лука в стеклянной банке.

Наблюдение за ростом растений

Наблюдения ведутся за ростом корней и листьев. Наиболее подходящий для этого растения с крупными семенами: фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и тд. Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке.

Т. О., наблюдение позволяет установить взаимосвязь стадий развития живого организма и меняющейся средой обитания. Также для наблюдения используются разнообразные опыты. Перечислим их.

Наблюдения с использованием опытов

1. Опыты с птицами (колокольчик и фонарик)

2. Опыты с водой

3. Опыты с воздухом

3. Опыты с песком и глиной

4. Опыты с камнем и деревом

Вывод: Содержание наблюдений - то, что дети могут познать в контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению: сущность и методы // 1. Возрастные особенности детей раннего возраста Возрастные особенности – это специфические свойства личности инди-вида, его психики,.

Доклад «Сущность и методы воспитания толерантности» В научном обиходе «терпимость» часто заменяют синонимом «толерантность». Рассмотрим этимологические корни данных понятий. В «Современном.

Сущность педагогической деятельности «Я — воспитатель» Почему каждый из нас вновь и вновь размышляет о сущности педагогической деятельности? Причина проста – хочется понять тот мотив, который.

Организация и содержание инклюзивной практики Организация и содержание инклюзивной практики В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогическая сущность использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей Педагогическая сущность и содержание использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей младшего дошкольного возраста.

Педагогический процесс «Сущность. Структура. Движущие силы» Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта.

Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации».

Содержание образовательных областей Компоненты Социально-коммуникативное развитие Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе,.

Содержание развивающей среды Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой.

Структура и содержание календарного плана слайды к презентации. docx 2 слайд За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования. Раньше все воспитатели.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сущность и содержание наблюдения
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 11:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД